«Почта России» работает во всех регионах страны. С 30 марта перешли на комбинированный режим работы, когда большая часть отделений недоступна для посещения, но ключевые отделения работали для отправки посылок. Со 2 апреля мы снова запустили все отделения, но из-за эпидемии коронавируса пускаем в помещение одновременно не больше двух человек, остальные ждут своей очереди на улице, сделана специальная разметка для соблюдения безопасной дистанции между людьми.

Мы вообще не рекомендуем посещать отделения почты, есть альтернатива — доставка до двери. Наша курьерская служба продолжает работать. Специально посмотрел статистику: за 5 дней курьерская доставка выросла в 50 раз. Увеличилось количество отправлений, которые по всей стране доставляют 100 тыс. почтальонов и примерно 3 тыс. наших штатных курьеров. Ситуация поменялась кардинально. Раньше доставка посылок от наших отделений не пользовалась особой популярностью, в ноябре-декабре 2019 года мы обсуждали, как перезапустить этот сервис. Но тут пришли новые реалии.

Мы перевели курьерскую доставку в цифру, люди могут через мобильное приложение заказывать доставку, которая стала в 2 раза дешевле. Это пользуется популярностью. Сейчас, по сути, меняется модель потребления. После завершения апрельского карантина многие люди продолжат заказывать доставку до дома. Наступает новая эпоха «курьерки».

Меня спрашивают про Чеченскую республику, как там ситуация с доставкой (глава Чечни Рамзан Кадыров заявил о прекращении наземного и воздушного сообщения этого региона с остальной частью страны. — Ред.). Наши логисты говорят, что каких-либо проблем нет.

Несколько дней назад мы запустили электронную оферту — договор, который равен бумажному. Клиент может, не выходя из дома, заключить договор и начать отправлять посылки. Мы делаем и доставку, и отправку бесконтактной, всех курьеров обучаем этому. В дополнение через пару недель мы «добьем» сервис по упрощенной схеме цифрового подтверждения нулевой ставки НДС. В феврале и марте у нас был двузначный рост по экспорту, сейчас, с учетом падения курса рубля, это становится очень интересным направлением. Основной партнер по экспорту клиентов «Почты России» — это Ebay. Несмотря на то что часть стран закрыли свои границы, количество рейсов сократилось, все равно мы видим большой интерес к экспорту и будем помогать с правовыми сервисами для селлеров с учетом поправок в Налоговый кодекс, которые недавно были приняты. Мы сократим налоговую нагрузку 20%, которую клиенты платили государству, а потом возвращали (в апреле 2020 года вступили в силу изменения в Налоговый кодекс, которые упрощают получение нулевой ставки НДС при пересылке товаров по почте и курьерской доставке. — Ред.).

Я не вижу оснований для повышения тарифов «Почты России», хотя слышал, что некоторые независимые операторы с учетом возросшей нагрузки собираются это сделать. Мы не планируем. Более того, мы запустили услугу, которая растет на 41%, — это сервис отправки посылок онлайн. Теперь он не ограничивается 181 городом и запущен на всю страну.

Ресурс у «Почты России» огромный, и я надеюсь, что именно наши курьеры будут единственными, кто будет доставлять посылки прямо в домовладения, все остальные курьерские службы будут просто пользоваться таким каналом, поскольку sharing economy (совместное потребление) — это важная сейчас история, как объединить ресурсы, как сократить косты. Мы пока не возим фуд, но все остальное можем доставлять. Как только выйдут новые правила лицензирования доставки лекарств и фармацевтических препаратов, я надеюсь, мы тоже сможем играть в этом поле.

Подробнее о планах «Почты России» доставлять лекарства можно почитать здесь



Мы уже пережили несколько кризисов. Этот не очень похож на предыдущие. Нужно помнить о том, что кризис — это время возможностей для селлеров. Мы видим существенную активность и стараемся предложить вместе с маркетплейсами бесшовные интеграционные решения, чтобы помочь небольшим компаниям, которым сейчас сложнее всего выживать, продавать на новых площадках, выходить на экспорт. Мы делаем целые программы для этого.

Апрель — это очень сложный месяц, когда ждать чудес не стоит. Активность покупателей будет снижаться, когда люди теряют работу и перестают тратить деньги, это очевидно. Но давайте смотреть на третий квартал 2020 года, на то, что мы вместе сможем сделать. Мой призыв к логистам — давайте объединять усилия и ресурсы, не просто выяснять, где какие пропуска нужны для проезда и выхода на улицу, а уже сейчас думать о более стратегических вещах, которые позволят и вам спасти свою unit- экономику, и помочь бизнесу.

На основе выступления на онлайн-конференции «E-com: Здесь и сейчас»