Логистическая сеть Inditex (бренды Zara, Massimo Dutti, Pull&Bear, Bershka, Stradivarius, Oysho и Uterque) распределяет продукцию 7210 фабрик, с которыми работает компания, по 7500 магазинам по всему миру. Теперь этот гигантский механизм поставок будет использоваться не только для того, чтобы снабжать потребителей джинсами и свитерами из коллекций нового сезона, но и для доставки медицинских халатов, хирургических шапочек, очков и, конечно же, самого дефицитного товара сезона — медицинских масок.

Руководство компании сейчас рассматривает возможности перепрофилирования части производственных мощностей: вместо одежы массового спроса они собираются производить медицинский текстиль. 

О своей готовности временно перепрофилироваться заявляют и другие крупные потребительские компании. Так, косметические компании L’Oreal и LVMH (Louis Vuitton, Christian Dior, Guerlain, Givenchy) уже запустили линии выпуска дезинфицирующего геля, а Nivea частично переоборудует свои фабрики для производства медицинских материалов. 

Для крупных компаний экстренное перепрофилирование — это не только жест доброй воли, но и один из ключевых способов сохранить производство и хотя бы часть сотрудников. Количественно оценить воздействие нынешнего кризиса на масс-маркет пока невозможно, но уже ясно, что речь идет об огромных убытках и сокращениях. 

 Так, все офлайн-магазины одежды в Испании официально и бессрочно закрыты начиная с 14 марта, и крупнейшие производители: тот же Inditex, Cortefiel, Desigual, H&M (последняя — шведская компания с большим штатом сотрудников в Испании) — уже объявили о вынужденном сокращении 40 тыс. человек. Только у Inditex сокращение предположительно коснется 25 тыс. из 45 тыс. сотрудников в Испании. Еще одна испанская компания, Mango, признает, что им придется по крайней мере временно сократить значительную часть из 15 тыс. работников, пока не называя точную цифру. 

В этих условиях полная или частичная смена профиля для оставшихся сотрудников компаний кажется наилучшей из альтернатив. 

По подсчетам группы математиков Политехнического университета Валенсии, пик эпидемии в Испании придется на вторую половину апреля. Это означает, что офлайн-магазины одежды вряд ли откроются раньше конца мая. Интернет-шутка о том, что гвоздем весенней коллекции 2020 года станет костюм чумного доктора, оказывается, не так уж далека от реальности. 

Амансио Ортега, основатель и крупнейший акционер компании Iditex, — самый богатый человек в Испании и один из богатейших предпринимателей мира. На октябрь 2019 года его состояние оценивалось почти в 80 млн евро. 83-летний Ортега — яркий представитель группы риска в пандемии коронавируса, и поэтому его стремление помочь Европе в борьбе с эпидемией особенно символично.