Когда президент страны заявляет, что мы все на войне, надо готовиться к тому, что варианта у тебя три: трудиться на нужды фронта, прятаться или погибнуть. Собственно, это и происходит сейчас с французским бизнесом, где кто-то сталкивается с рекордным ростом продаж, а кому-то приходится искать пути выживания. Одна надежда, что тучные коровы не съедят тощих, а им помогут.

Продуктовые гипермаркеты: плюс 700 млн евро за неделю
Лучше всего сегодня крупноформатной продуктовой рознице. По данным Nielsen, продажи FMCG-товаров во Франции за неделю с 9 по 15 марта выросли на 38% по сравнению с аналогичным периодом в 2019-м. В цифрах это 2,7 млрд евро вместо обычных 2 млрд. Самый большой рост у доставки и самовывоза, офлайновые магазины же сократили часы работы. Но на самом деле это связано не только с тем, что люди стали меньше ходить в магазины, а с тем, что они теперь чаще это делают днем.

Очереди в магазины и супермаркеты во Франции
Очереди в магазины и супермаркеты во ФранцииАрхив «ММ»
Очереди в магазины и супермаркеты во Франции
Очереди в магазины и супермаркеты во ФранцииАрхив «ММ»
Очереди в магазины и супермаркеты во Франции
Очереди в магазины и супермаркеты во ФранцииАрхив «ММ»
Очереди в магазины и супермаркеты во Франции
Очереди в магазины и супермаркеты во Франции Архив «ММ»
Очереди в магазины и супермаркеты во Франции
Очереди в магазины и супермаркеты во Франции Архив «ММ»


Основная задача ретейлеров сегодня — оптимизировать доставку под новые объемы. Самый очевидный тренд — продажа готовых наборов продуктов по подписке. Carrefour c этой недели предлагает восемь вариантов корзин: два стандартных набора для двух человек на неделю под названием «Море» и «Земля», два варианта для детей, один для вегетарианцев, плюс дополнительные для животных (кошки и собаки) и комплект для уборки. К слову, наборы для двух человек на неделю стоят 65-70 евро, а для детей первого и второго года — по 90 евро. Группа Casino в своих сетях стала предлагать бесплатную доставку при покупке трех коробок с базовыми продуктами.

Еще одна проблема — поддержка персонала, который оказывается на острие атаки и может, как в Лувре, просто отказаться работать (во Франции так можно). Глава группы Auchan в понедельник заявил, что всем сотрудникам будет выплачена премия в размере 1000 евро, и, не дожидаясь конца дня, его примеру последовали почти все остальные крупные ретейлеры Франции. Вообще стоит ожидать, что зарплаты продавцов, курьеров, сортировщиков вырастут.

В целом ретейлеры стараются всячески подчеркнуть принимаемые меры безопасности, а также свою поддержку населения. Некоторые ввели отдельные часы для людей 70+, приоритет доступа для беременных и медицинского персонала.

Производство: спирт и макароны
Тут принцип простой: начиная от LVMH, готовящегося наладить доставку масок со своих китайских заводов, все, кто может, переходят на производство востребованных медицинских товаров и продуктов длительного хранения. Крупнейший производитель спирта и биоэтанола Cristal Union в стране уже заявил, что остановит производство второго в пользу первого. Компания, производящая товары для биомагазинов, Lea Nature намерена сократить производство косметических товаров в пользу биопродуктов, включая рис и макароны, которые сегодня особо в цене.

Конечно, тем, кто имел диверсифицированное производство, намного проще. Например, один из крупнейших французских производителей готовой еды Fleury-Michon собирается при раскрытии отчетности в апреле заявить о потерях от коронавируса 20-30 млн евро из-за сокращения продаж бортового питания и обедов в корпоративном секторе. При этом они переориентируют мощности и перебрасывают персонал в подразделение поставок в ретейл, спрос со стороны которого вырос на 20-30%.

А вот поставщиком свежих продуктов гораздо сложнее. Например, настоящий кризис переживает рынок морских продуктов, цена на лангустинов за неделю упала в 2 раза, а в Бретани не исключают, что придется остановить рыбный промысел. Под угрозой оказалось производство сыров на вес — из-за соображений безопасности некоторые ретейлеры стали от них отказываться. Сейчас ассоциации и кооперативы бьют тревогу. Уже прозвучали призывы есть больше рыбы, беречь своих производителей, а ретейлерам — поддержать мелких оптовиков и фермеров, живших на поставках ресторанам, и принять их ассортимент в гипермаркеты.

Кто не может делать ничего из вышеперечисленного, замораживают производство до лучших времен. Самое грустное, несмотря на надвигающуюся Пасху, закрылись производства игрушек, включая даже известные бренды Smoby и Vulli.

Непродовольственные товары: подвела доставка
Если изначально звучал прогноз, что около 70% непродовольственных брендов смогут сохранить свою активность в онлайне, а онлайн-магазинам даже прочили рост, то сейчас уже очевидно, что ничего этого не будет. Онлайн-магазины замораживают деятельность, хотя и спрос есть, и товар на складе, а вот доставлять его нечем. Остановили работу две крупнейшие сети доставки в пункты выдачи — Mondial Relay и Relais Colis (около 15 тыс. точек на двоих): их пункты в основном располагались в мелких магазинах, которые массово закрылись. Парадоксально, что закрывшийся офлайн не помог онлайну, а утянул его за собой. С трудностями столкнулся работающий с Amazon сервис DPD. Государственная почта Франции тоже сократила объемы: на работу выходит только 80% ее почтальонов. В итоге даже крупнейшие онлайн-ретейлеры Франции Amazon и Сdiscount заявили, что при доставке будет отдаваться приоритет товарам первой необходимости, а остального придется ждать 1-2 недели.

Продавцы непродовольственных товаров тем не менее в условиях заморозки сохраняют информационную активность, пишут обращения, что это все временно, и потом они вернутся к работе с двойной силой. Так же поступают и другие пострадавшие, например, с рынка услуг вроде салонов красоты. Вот кому действительно можно посочувствовать: если карантин затянется на месяцы, страшно представить, сколько народу может снова начать привыкать к своему натуральному цвету волос. У нас лично в семье разговоры о том, что длинные волосы мужчинам очень идут, особенно если у них форма лица как у Тора, постепенно сменяются разговорами о том, что стрижка машинкой — это не так уж сложно и страшно.

Все, что они сегодня могут, это присоединиться к тем, кто на передовой. Крупнейшая сеть из парикмахерских салонов страны группа Provalliance (2000 салонов под брендами Franck Provost, Saint-Algue, Jean-Louis David и пр.) заявила, что передаст все свои запасы перчаток и антисептиков аптекам и призвала всех остальных поступить так же. Скорее всего, примеров таких коллабораций будет немало — не только перекидывание товара, но и персонала, площадей, мощностей и т.д. Хочется думать, что вместе прорвутся.

Другие материалы Маргариты Арановской можно почитать здесь