Когда мы говорим о безопасности в ретейле, обычно имеем в виду офлайновые магазины. Ретейлер должен немало потрудиться над технологиями и процессами, чтобы покупатель чувствовал себя там комфортно и спокойно, особенно сейчас, после пережитых ужасов пандемии.

Безопасность стала важным элементом клиентского опыта. Вопрос: надолго ли? Лично я считаю, что модель ретейла в долгосрочной перспективе не изменится, поскольку несколько месяцев нестандартного поведения не могут кардинально изменить людские привычки. Но есть и те, кто считает иначе. А значит, стоит не только пристально приглядеться к тем технологиям, которые рынок уже предлагает для обеспечения безопасности покупателей, но и взять их на вооружение.

Все технологии безопасности в ретейле я бы условно разделила на три кластера.

1

Бесконтактные технологии

Их задача — помешать распространению инфекции через ограничение контактов покупателей, продавцов и поставщиков. Сюда, например, относятся ограниченный доступ в магазины и соблюдение социальной дистанции, вплоть до применения носимых гаджетов, которые начинают вибрировать при приближении людей друг к другу, и тепловых карт, которые показывают ретейлеру места опасного скопления людей и помогают контролировать очереди. Причем если раньше главной целью такого мониторинга был сигнал кассиру «подойди и отработай, чтобы не сердить потребителя», то сейчас будут смотреть, есть ли у людей в очереди маски и перчатки, нет ли среди них потенциально инфицированных и др., — такие технологии уже есть. 

Кроме того, у нас на глазах меняется и навигация в торговых центрах. Теперь ее цель не хаотичное передвижение покупателей по пространству для того, чтобы поглазеть и совершить спонтанные покупки, а четкое перемещение по алгоритму «зашел — купил — вышел». И чем меньше контактов на этом пути — тем лучше. Ближайшее время такая навигация будет в приоритете. Так же как бесконтактные платежи и технологии самообслуживания, вендинг всех видов и новые типы выдачи товара (например, через багажник автомобиля).

2

Атакующие технологии

Цель этих технологий — бороться с вирусом в местах контакта. К ним относятся разные виды фильтров и дезинфекторов. Глобальный рынок этих товаров сейчас оценивается в $3 млрд в год. Но на фоне последних событий он активно растет, выдавая все новые и новые решения. 

Дезинфекция на входе в магазин для обеззараживания одежды и обуви людей, которая еще год назад многим казалась избыточной и нелепой, сегодня уже активно применяется не только в странах Азии, но и на Западе. Роботы для уборки, термометры для замера температуры тела покупателей, различные барьеры и устройства дистанцирования (рамки и шлюзы), также всевозможные чехлы для очистки прилавков, корзин и тележек — это уже наша реальность. 

Инженерных решений тут гораздо больше, чем в группе бесконтактных технологий. Но пока не до конца ясно, насколько все эти решения безопасны для людей. Диапазон мнений огромен настолько, что в дискуссию даже страшно погружаться. Изобретатели все как один кричат, что их технологии безвредны. А ретейлеры рассуждают так: «Ну, ок, куплю я эту новинку. А вдруг она нанесет вред кому-то из моих клиентов?» Мой совет: применяйте все новое с осторожностью и не верьте на слово. Как говорится, береженого Бог бережет.

3

Комплексные технологии

Их главная задача — движение в ретейле к процессам без людей. Потому что самый безопасный магазин — роботизированный. Сюда можно отнести решения, связанные с ассортиментом, ценообразованием и планированием жизненного цикла товара на полке, а также новые технологии для стимулирования лояльности аудитории. То же видеонаблюдение, которое раньше было попыткой создать систему анонимной лояльности и защитить магазин от воришек, теперь в новой концепции «безопасность+» сможет отслеживать, надел ли вошедший в ТЦ человек маску, на каком расстоянии в очереди он стоит от других покупателей и нет ли в заданной локации людей с повышенной температурой тела. Много внимания будет приковано и к цифровым двойникам. Уже сейчас многие ретейлеры задумались о создании цифровых аналогов своих магазинов. Но я думаю, что, пока такое сложное моделирование будет сделано, пандемия закончится, и многие задачи в заданном алгоритме придется менять.

О том, какие новые форматы торговли могут появиться в будущем, читайте здесь.



Но если честно, сегодня никто не знает, какой формат ретейла будет актуален в перспективе. Эксперты об этом громко спорят, и пандемия эти споры только усилила. Но живем мы, однозначно, в интересное время, когда форматы торговли меняются на глазах. Успех этим процессам обеспечит только стремительное распространение лучших практик и ответственное отношение игроков отрасли ко всему новому. Курс на безопасность ретейла должен стать его новой ценностью. И если раньше все новые технологии ретейлеры рассматривали как инструмент для того, чтобы сэкономить или заработать, то у технологий безопасного магазина требования монетизации отсутствуют полностью. Это не бизнес как таковой, а часть культуры современной розницы. Вот почему все это всерьез и надолго.

О трендах, которые в ближайшие 3 года изменят мир торговли, можно прочитать здесь.


Из выступления на онлайн-конференции «Какими торговые точки станут в будущем», организованной Retail.ru