В последние 10 лет не только крупные торговые сети, но и небольшие частные ретейлеры развивались по принципу омниканальности. Классические магазины уже давно перестали быть основным каналом продаж. Крупные сети списывали затраты на аренду магазинов в центральных районах и крупных ТЦ на маркетинговые расходы, у которых была только одна цель — показать потенциальному покупателю, что бренд настолько хорош, что может себе позволить магазин в премиальном месте.

А покупатели ходили в такие магазины, чтобы посмотреть-пощупать вещи и окунуться в атмосферу. А приобретали товар дома через интернет, спокойно взвесив все за и против и найдя лучшую цену. Я, кстати, не исключение.

Когда весь мир настигла пандемия коронавируса, а вместе с ней и глобальный локдаун, настало золотое время для онлайн-торговли. А проблема у этого канала была только одна — справиться с резко выросшим объемом заказов. Так что серьезных изменений в ретейле после пандемии ждать не стоит — все радикальное уже случилось. Причем не сегодня, а вчера. И все, что мы будем наблюдать на рынке в ближайшее время, — лишь усиление трендов, зародившихся до карантина. Просто экстренная ситуация пандемии заставила многих соображать и меняться быстрее. Например, X5 Retail Group приняла решение на 20% сократить программу открытия новых магазинов. И так же поступили еще 65% работающих в России торговых сетей. Многие из них признаются, что, отказавшись от бурного развития физической розницы, будут активнее развивать канал онлайн-продаж.

Кстати, этот тренд носит глобальный характер. Согласно данным Управления национальной статистики Великобритании, в марте на долю онлайн-продаж приходилось 22,3% от общего объема розничной торговли в стране. При этом 30% опрошенных компанией User Conversion британских пользователей заявили, что с бОльшей вероятностью отдадут предпочтение покупкам онлайн даже после окончания пандемии.
Это означает, что магазины будут быстрее уходить в интернет, а в ТЦ и стрит-ретейле будет увеличиваться вакантность. Чтобы ее избежать, девелоперам придется привлекать к сотрудничеству профессиональных управляющих недвижимостью. И чем выше будут их компетенции, тем больший арендный доход получит в итоге собственник.

Конкуренция в новом мире будет вестись прежде всего за качество предоставляемого сервиса. Это означает, что ретейлеры должны будут задуматься как об автоматизации своих процессов, так и об использовании технологий дополненной реальности. Первое позволит быстрее обработать запрос покупателя и доставить его заказ вовремя. А второе даст возможность с большим комфортом сделать выбор в пользу того или иного товара.

При этом речь не идет именно о заказах из дома. Выбрать продукты (с помощью дополненной реальности или «по старинке») можно будет и в торговых центрах. Более того — возможно, именно за этим люди и пойдут в ТЦ. Но им все реже придется везти купленный товар домой самостоятельно — достаточно будет отсканировать штрихкод, чтобы товар отправился домой из распределительного центра автоматически.

Технологии дополненной реальности будут все чаще использоваться для того, чтобы сравнить тот или иной товар. По этому пути уже идут компании IKEA и Houzz. Они потратили годы на доработку 3D-продуктов, позволяющих пользователям сравнивать диваны, стулья, посуду... Это было удобно и раньше. Но глобальный карантин доказал категорическую актуальность этого сервиса.

Более того, коронакризис показал важность силы бренда. Все помнят историю с компанией Coca-Cola, которая в начале 1990-х решила, что она и так бренд №1, и отказалась от рекламы. В итоге выросло «поколение Pepsi». То же и с торговой недвижимостью. ТЦ важно постоянно доказывать потребителю силу своего бренда. Если про это забыть и почить на лаврах, то потом можно долго удивляться: почему после снятия карантина люди пошли именно в те ТЦ, чей бренд был сильнее? Например, в нашем районном ТЦ «Смайл» в Петербурге посещаемость в августе оказалась на 4% выше, чем годом ранее. А все потому, что мы поддерживали бренд, инвестировали в него даже в трудное время.

После пандемии торговые центры с еще бОльшей скоростью продолжат движение от пункта под названием «место покупок» к пункту «место досуга». Задача УК в этой ситуации — придумать сценарии этого досуга для разных типов целевой аудитории и грамотно их «продать». В ТЦ люди пойдут за эмоциями или просто потому, что он рядом и там есть все что нужно. Так что актуальность мегамоллов, до которых надо ехать 30-40 минут на машине, сильно просядет. А роль районных ТЦ шаговой доступности, напротив, значительно возрастет.

Ну а в будущем (уже недалеком) ТЦ станут тем, что еще в 2018 году Unibail-Rodamco-Westfield назвал «гиперсвязанными микрогородами». Современные технологии позволят им максимально подстраиваться под нужды каждого конкретного человека, а инновации превратят каждое посещение торгового центра в настоящее событие, полное светлых эмоций и ярких впечатлений.