Более 20 лет консультирую российский бизнес. Моя задача — выявить зоны риска, которыми могут воспользоваться конкуренты (а они всегда есть), обратить внимание собственника на потери, помочь сохранить прибыль. За время пандемии мы работали с сотнями бизнесов, и вот что интересно. Пандемия ударила по слабым местам, но она же мотивировала наших предпринимателей действовать проактивно. Выжили и даже преуспели те, кто увидел в сложившихся обстоятельствах возможности для роста.

Видеть возможности для сотрудничества и не бояться меняться — вот ключевые уроки пандемии. Кто-то увидел возможность коллаборации с коллегами. Например, крупный московский ресторан — с наступлением пандемии попал в красную зону. Выручка упала до нуля. Вместо того чтобы распустить сотрудников и закрыться, как это сделали некоторые, ресторан поменял формат. Мы совместно сделали серию продуктов «Просто разогреть» — детские наборы, демократичные сеты, 13 готовых домашних блюд. Создали коллаборацию с партнерами: с пекарней и винным магазином запустили совместную доставку. По бартеру привлекли инфлюенсеров, которые анонсировали новые продукты. Они давали своим подписчикам скидку по промокоду. Охваченная таким образом аудитория составила за пару недель 1,7 млн человек, а выручка с нуля перевалила за миллион.

Готовность мыслить нешаблонно позволяет даже в безвыходной ситуации находить решения. С другими рестораторами придумали опцию «Онлайн-бары». Вместе с доставкой блюд клиенты получали ссылку на Zoom-ужины из групп по 12 человек, где можно было познакомиться и пообщаться. Люди сервировали дома стол из блюд, доставленных из ресторана, нарядно одевались и в условленное время выходили в Zoom. Другие наши партнеры запустили мастер-классы на дому — шеф-повар по расписанию проводил в онлайне уроки по приготовлению блюд из продуктов, которые доставлялись клиентам на дом. Если этим пробовали заниматься разные рестораны, то следующий пример, возможно, уникален.

Компания до пандемии успешно развивала нишу фуд-кортов по всей стране. В субаренде у нее находились большие площади в торговых центрах мегаполисов.
В компании было трое учредителей — россиянин, итальянец и немец. Помимо фуд-кортов у них также были рестораны в Москве и Петербурге.
Потом грянула пандемия. Помещения в торговых центрах во время карантина стали недоступны — было невозможно даже заехать забрать оборудование. Рестораны также закрылись.

Немецкий учредитель вернулся домой, учредитель из Петербурга не видел перспектив и решил выйти из состава учредителей. К нам обратился за советом оставшийся в одиночестве итальянец. Вопрос звучал так: можно ли вообще что-то предпринять в этой ситуации?

В итоге решили сосредоточиться на столице. Перевезли все оборудование в Москву. В спальных районах Москвы арендовали первые этажи и открыли шесть дарк-китчен, полностью перестроив производственные и управленческие процессы. Производственников взяли из закрывшегося бизнеса, перевели их на KPI, часть сотрудников наняли, а сотрудники из администрации стали курьерами — на своих машинах развозили заказы.
В итоге получили качественную европейскую еду за разумные деньги. В то время как многие рестораны не снизили в пандемию средний чек при доставке своих блюд, это предложение существенно выделялось среди прочих.

Чем все закончилось? В первый же месяц мы вышли на оборот 4,5 млн рублей. Уже в мае учредитель окупил все расходы — аренду, установку оборудования, запуск кухни и расходы на покупку долей у остальных учредителей.

После первой волны открыли еще три дарк-китчен. Сейчас новый формат бизнеса приносит прибыль. Во время пандемии открыли еще одно направление — блюда из дичи. Сейчас готовимся к упаковке франшизы по этому направлению. Учредитель сам бывший шеф-повар, он привез из Италии технологии приготовления, сейчас мы их патентуем. И будем развивать дарк-китчен, основанную на блюдах из дичи. Такого еще нет в России.

Банальная истина — что любая проблема несет в себе подарок, оказалась весьма полезной в это непростое время.