В финансовом году, который завершился 31 августа 2019 года, продажи IKEA в России в рублях выросли на 17% за счет роста трафика покупателей на 5%, примерно до 67 млн посетителей. Посещаемость российского интернет-магазина ИKEA выросла на 16%. Сейчас в России 14 ТЦ «МЕГА» и 15 магазинов ИКЕА в 11 крупнейших городах страны, а также несколько дизайн-студий. За счет чего ИКЕА удается расти, несмотря на спад на рынке и снижение покупательского спроса? MarketMedia представляет подборку новаторских для российского рынка запусков ИКЕА в 2019 году.

1. Сбор мебели для переработки
В ноябре в Санкт-Петербурге запущен проект по приему деревянной мебели. Ставшую ненужной мебель любых производителей можно сдать в магазинах «ИКЕА Дыбенко» и «ИКЕА Парнас» либо заказать вывоз и демонтаж и получить скидку 5% на новую покупку. Собранные предметы сортируют: те, что в хорошем состоянии, передают благотворительной организации «Перспективы» для семей, в которых воспитываются дети с тяжелыми заболеваниями. Старую же мебель отправляют на фабрику «ИКЕА Индастри» в Великий Новгород, где ее измельчают до щепы, а потом переработанный материал используют для производства древесно-стружечных плит либо в качестве биотоплива. Компания принимает мебель в переработку на других рынках, но только в России переработанное таким образом сырье используется для производства новой мебели ИКЕА.

Как IKEA зарабатывает на экологическом тренде читайте здесь



2. ИКЕА начинает доставку товаров на электрокарах
В декабре ИКЕА запустила в Московской области пилотный проект доставки товаров на электромобилях. Товары будут везти из магазинов «ИКЕА Белая дача» и «ИКЕА Химки» с помощью трех электромобилей: одного NEXT Electro и двух грузопассажирских Renault Kangoo. Для работы электромобилей была создана инфраструктура и установлено 45 зарядных станций в российских магазинах «МЕГА», компания потратила на это 5 млн рублей. Проект запустили перед Новым годом, чтобы протестировать работу электрокаров в самых тяжелых условиях. Если эксперимент будет удачным, проект собираются масштабировать на другие регионы. ИКЕА стала первым ретейлером в России, который начал доставку электромобилями.

3. Аренда мебели ИКЕА
В декабре ИКЕА и Rentmania (сайт частных объявлений об аренде вещей) объявили о запуске совместного проекта по аренде мебели. На сайте появилось три раздела: мебель для офисных и рабочих пространств, мебель для выставок, мероприятий и торжеств, а также для домашнего использования: гостиных, спален и детских комнат. В Rentmania пояснили MarketMedia, что пока лишь собирают заявки от потенциальных клиентов, сама услуга аренды будет доступна клиентам в 2020 году.

4. Доставка «Почтой России»
В июне на Петербургском международном экономическом форуме «Почта России» и ИКЕА подписали меморандум о сотрудничестве в области доставки товаров. Жители российских регионов могут получить в ближайшем почтовом отделении товары, купленные в интернет-магазине ИКЕА. Это значительно повысило доступность товаров для жителей тех городов, где нет розничных магазинов. Доставка почтой возможна для заказов весом до 20 кг, а максимальные габариты должны составлять 60 х 40 х 40 см. Проект начали тестировать в Нижнем Новгороде и области, затем доставка почтой была расширена на всю территорию страны. Генеральный директора розничной сети и директор по устойчивому развитию ИКЕА в России Понтус Эрнтелл говорил в интервью MarketMediа, что почтой доставляли товары даже на остров Шикотан на Дальнем Востоке.

Интервью с Понтусом Эрнтеллом читайте здесь



5. Партнерство с YouDo
В октябре ИКЕА и YouDo.com (онлайн-сервис бытовых и бизнес-услуг) запустили совместный проект по подбору мастеров для сборки мебели. Из 100 тыс. исполнителей в категории «Ремонт и строительство» YouDo.com и ИКЕА отобрали лучших мастеров с опытом сборки мебели. Задания будут выполнять мастера, которые подтвердили свои документы на сервисе, завершили более 30 заданий, имеют рейтинг не менее четырех звезд и не менее 95% успешно выполненных заданий. Заказать услугу можно на сайте или в приложении сразу после покупки товара, обратившись к сотруднику ИКЕА, или самостоятельно. ИКЕА стала первым российским ретейлером, привлекшим сервисного партнера, который использует мгновенный геолокационный подбор исполнителей.

Как ИКЕА работает с персоналом, можно узнать здесь 



6. Возврат 40% стоимости детских кроваток
В августе ИКЕА объявила о новом сервисе по возврату в магазины мебели для младенцев. В рамках акции покупатели смогут вернуть кроватки и пеленальные столики ИКЕА, приобретенные с 1 января 2019 года, и получить 40% от их стоимости. Сдать их можно во всех магазинах компании, кроме «ИКЕА Ходынское Поле». Кроватки и столики для пеленания получат вторую жизнь, их выставляют на продажу в отделе «Уцененные товары». Как заявляла руководитель отдела по устойчивому развитию ИКЕА в России Наталья Бенеславская, прием мебели для младенцев — первый шаг на пути к запуску цикличных сервисов ретейлера.

7. Продажа квартир с интерьерами от ИKEA
В марте строительные компании «ПИК» и «А101» заключили партнерские соглашения с ИKEA, квартиры в новых жилых комплексах этих застройщиков будут продаваться с готовыми планировками от шведского ретейлера. Первые квартиры с фирменным оформлением ИКЕА поступили в продажу в ЖК «Саларьево парк» в Новой Москве, затем такие объекты появятся в других жилых комплексах группы «ПИК», сообщал РБК. Девелопер объяснял это решение тем, что большинство покупателей квартир в новостройках и так отдают предпочтение мебели ИKEA. Готовая обстановка поможет клиентам сэкономить время, а застройщику — увеличить продажи.

Группа «А101» выбрала другую схему сотрудничества с ИКЕА. Компания продает квартиры в ЖК «Скандинавия» с подарочными сертификатами от ИКЕА на сумму до 450 тыс. рублей, в перспективе застройщик также планирует расширить действие программы и на другие жилые комплексы.

8. ИКЕА открыла дистрибьюторский центр прямой доставки покупателям
В ноябре в Ленинградской области начал работу дистрибьюторский центр ИКЕА, который обеспечит доставку заказов покупателям на территории Северо-Западного федерального округа. Открытие центра позволило оптимизировать логистическую цепочку и сократить время доставки товаров до одного дня. Дистрибьюторский центр рассчитан на обслуживание 150 тыс. заказов в год. Его площадь составит более 19 тыс. м2, а вместимость — порядка 20 тыс. м3, что равно 18,6 тыс. палето-местам. По словам руководителя организации обеспечения заказов покупателей ИКЕА в России Норберта Степновски, на интернет-магазин ИКЕА приходится 11% всех продаж. В компании понимают, что после оформления заказа на сайте покупатель не готов долго ждать. Поэтому особую важность приобретает создание собственной мощной логистической инфраструктуры, которая помогает обеспечить доставку всех заказов в сжатые сроки.

9. ИКЕА открывает «городские» магазины
В июне в Москве открылся первый в России и второй в мире городской магазин — «ИКЕА Ходынское Поле» на третьем этаже ТЦ «АвиаПарк». По площади (7,7 тыс. м2) он занимает четверть от привычного стандарта гипермаркета ИКЕА. До этого все магазины открывались в торговых центрах «МЕГА» за городской чертой. В «ИКЕА Ходынское Поле» представлен полный ассортимент, но забрать сразу после покупки можно только аксессуары и небольшую мебель. На крупную мебель нужно заказывать доставку. Новый формат оказался востребован у покупателей, поэтому в компании приняли решение открыть второй магазин городского формата в Москве в ТРЦ «Мозаика». Площадь магазина составит 7,9 тыс. м2. В ИКЕА рассчитывают, что ежегодно его будут посещать 2,8 млн человек.

10. Вложились в стартап для эффективных возвратов покупок
ИКЕА приобрела миноритарную долю в американской компании Optoro, которая разрабатывает программное обеспечение, делающее возвраты более эффективными. Через платформу Optoro появится возможность избавиться от большинства отходов, которые появляются при обратной цепочке поставок — от минимизации выбросов углекислого газа во время возвратной доставки до поиска следующих домов для возвращенных наименований. На первых порах технологию Optoro реализуют на базе 10 дистрибьюторских центров, 50 магазинов и в Центре клиентского сервиса ИКЕА в США. В будущем проект намерены расширить. Возвраты покупок — головная боль для ретейлеров. Национальная федерация ретейла подсчитала, что только в одной Америке ежегодно возвращают товаров на $400 млрд, или 360 млрд евро, пишет RetailDetail.