Татьяна Бакальчук, российский предприниматель, основатель и генеральный директор компании «Wildberries»
1. Смена лидера
На российском fashion-рынке сменился многолетний лидер, пишет «Коммерсантъ», ссылаясь на агентство Infoline. По оценкам аналитиков, занимавшая ранее первую строчку группа «Спортмастер» в январе-июне текущего года получила 51,5 млрд рублей выручки, уступив по этому показателю интернет-магазину Wildberries с оборотом 85 млрд рублей. Онлайн-магазин впервые стал лидером сегмента ретейла, отмечает издание. Оборот Wildberries, владелицей которого является Татьяна Бакальчук, за полгода увеличился на 79%. В феврале журнал Forbes сообщил, что стоимость Wildberries выросла за последний год до $1,2 млрд. Таким образом, владелица Wildberries стала второй россиянкой, которую Forbes назвал долларовым миллиардером, после супруги бывшего мэра Москвы Елены Батуриной.




2. Уход легенды
6 августа во время отпуска в Форте-деи-Марми скончалась от инфаркта Алла Вербер, вице-президент Mercury и fashion-директор ЦУМа и ДЛТ. Ей был 61 год. Алла Вербер родилась в Ленинграде в 1958 году, училась в медучилище, но профильное для своей будущей профессии образование получила в Канаде, окончив факультет менеджмента, напоминают СМИ. В 1976 году семья Вербер эмигрировала в Австрию. В 1984 году Вербер открыла в Монреале свой первый бутик, но в 1989 году вернулась делать бизнес в Россию. С 1993 года она сотрудничала с компанией Mercury и позже стала ее вице-президентом. В 2003 году заняла пост fashion-директора ЦУМа. Она долгие годы была одной из самых влиятельных персон в мире российской моды и во многом поддерживала начинающих отечественных модельеров и дизайнеров. Аллу Вербер называют «королевой русского ретейла».



3. Курьер на 6 колесах
Amazon начал доставлять сделанные на портале покупки с помощью роботов Amazon Scout. Ранее эти «сундучки на колесах» прошли испытания на северо-западе США в Сиэтле, но для первого коммерческого проекта, как уточняют СМИ, Amazon выбрал город с более благоприятными погодными условиями — Ирвайн в Калифорнии. «Скаут» — собственная разработка Amazon,он водонепроницаемый и может выдерживать большие нагрузки.

Поначалу «Скаутов» будет немного, они будут доставлять посылки только днем с понедельника по пятницу. Без человека в этой истории не обошлось. Хотя, как уверяют в Amazon, робот умеет и сам объезжать мусорные баки, скейты и брошенные на подъездных дорожках у дома стулья, тем не менее подстраховка в лице сопровождающего лица «Скауту» не помешает. Такого помощника в компании назвали «послом». Кроме сопровождения робота, посол также следит за реакцией людей на робота и отвечает на их вопросы. 

Как напоминают СМИ, испытания своих роботов проводят также FedEx и Postmates, также крупнейшая сеть супермаркетов Walmart реализует сразу несколько проектов по доставке на робомобилях, UPS отдает предпочтение дронам.



Сеть магазинов в России «Пятёрочка».
4. Энергичные действия
Торговая сеть «Пятерочка» запустила тестирование технологии «умный магазин», сообщает пресс-служба X5 Retail Group. С помощью этой технологии в компании хотят сократить энергопотребление торговых точек на 4,9%. Ретейлер выделил четыре основные группы энергопотребления: холодильное оборудование (62% потребления), освещение (15%), кондиционирование и вентилирование (10%), тепловые завесы (9%). В настоящий момент решение «умный магазин» реализовано в четырех «Пятерочках» в Москве. В ближайшее время проект расширят на 120 торговых точек, а с 2020 года система войдет в стандарт для открытия новых магазинов и переоборудования действующих. Сегодня 80-85% затрат на коммунальные услуги магазинов X5 Retail Group приходится на электроэнергию. В рамках повышения энергоэффективности компания на 4% снизила потребление электричества на квадратный метр в «Пятерочках» по отношению к 2018 году. По сравнению с 2016 годом этот показатель сократился на 8%, уточняют СМИ.



Бутылочные пробки
5. Пьянящие СТМ
Продажи алкоголя под собственными торговыми марками (СТМ) ретейлеров выросли на 20% за 12 месяцев, завершившихся в мае, пишут «Ведомости» со ссылкой на исследование Nielsen. В частности, продажи пива под такими марками увеличились на 27,4% в натуральном выражении, водки — на 9,9%. Растущая популярность алкоголя связана с более низкими ценами и увеличением его присутствия в магазинах, сообщают «Ведомости» со ссылкой.

Для сравнения: общие продажи алкоголя выросли скромнее — на 4%, а продажи частных марок напитков и продуктов упали на 6,6%. В итоге доля алкоголя под СТМ выросла с 2,3 до 2,7%. По мнению экспертов, на пиве и водке под СТМ ни производитель, ни ретейлер серьезно не могут заработать, и, как правило, такую продукцию выпускают производители второго эшелона, желающие загрузить мощности. Покупатель чаще выбирает брендированную продукцию, которую сети продают с большими скидками. Эту точку зрения подтверждают и крупные производители — Roust («Русский стандарт», «Зеленая марка», «Талка»), Алкогольная сибирская группа (АСГ; бренды «Пять озер», «Хаски», «Белая березка» и др.), Heineken и «Балтика», которые не выпускают частных марок.

При этом Nielsen отмечает общее снижение в России продаж товаров под частными марками за последний год: 4,4% в денежном выражении и 6,7% в натуральном. Так, продажи традиционной молочной продукции сократились на 9,4% в денежном выражении и на 9,7% в натуральном, а кондитерских изделий — на 13,5% и 17,1% соответственно.



Стойка с тележками в гипермаркете «Ашан»
6. Третий год падения
Выручка «Ашана» в России снижается третий год подряд, сообщает Интерфакс. В 2018 году показатель снизился на 8% — до 270,66 млрд рублей с 294,32 млрд в 2017 году. В 2017 году выручка компании снизилась на 6,3%, в 2016-м — на 3,2%. Валовая прибыль ретейлера в 2018 году сократилась на 2,9%, до 73,33 млрд рублей. Прибыль от продаж составила 13,2 млрд рублей, годом раньше — 16,2 млрд рублей. Чистая прибыль компании упала на 29,8%, до 2,65 млрд рублей. Выручка ООО «Атак», которое развивает супермаркеты ретейлера, в 2018 году снизилась на 7,8%, до 57 млрд рублей.

Auchan работает на российском рынке с 2002 года. Компания была лидером в сегменте гипермаркетов, но по итогам 2017 года заняла четвертое место, уступив по выручке X5, «Магниту» и «Ленте». В 2018 году «Ашан» закрыл 11 магазинов в России. Это магазины у дома и дрогери-сеть Lillapois. В дальнейшем компания намерена продолжить закрытие нерентабельных магазинов, в основном небольших. Рост сети на этот год будет точечным — сеть откроет два-три новых гипермаркета.

Эксперты рынка считают, что в 2019 году ретейлер впервые за долгое время может стать в России убыточным.




Инструменты для ремонта
7. DIY-ретейлеры отчитались
Компания Leroy Merlin, управляющая магазинами товаров для ремонта и обустройства дома, впервые за 10 лет снизила чистую прибыль в России, сообщает Интерфакс. Чистая прибыль ООО «Леруа Мерлен Восток» (операционная структура сети в России) в 2018 году упала на 19,6%, до 4,12 млрд рублей. Выручка увеличилась на 21,7%, до 275,79 млрд рублей (годом ранее рост составлял 20,4%). Убыток от продаж сократился до 593,2 млн рублей с 730,3 млн в 2017 году.

Сеть Leroy Merlin объединяет более 450 магазинов в 13 странах: России, Франции, Италии, Испании, Португалии, Польше, Греции, Кипре, Румынии, на Украине, в Бразилии, Китае. В России Leroy Merlin присутствует с 2004 года и является лидером рынка DIY-ретейла: в настоящее время сеть насчитывает 101 гипермаркет в 55 городах. Как сообщалось, в 2019 году компания планирует открыть в России 15 новых магазинов, в 2020-м — 13.

По данным СПАРК, выручка ООО «Строительный торговый дом «Петрович» по итогам прошлого года составила 48,5 млрд рублей по сравнению с 37,09 млрд годом ранее (рост на 30,8%). Чистая прибыль компании увеличилась в 1,4 раза, до 2,13 млрд рублей.

Выручка ООО «Касторама рус» (операционная структура сети Castorama, принадлежит британскому ретейлеру Kingfisher) снижается 3 года подряд. В прошлом году этот показатель сократился на 1,6%, до 31,97 млрд рублей. Чистый убыток вырос до 4,07 млрд рублей с 2,8 млрд годом ранее. В ноябре прошлого года Kingfisher объявил, что планирует уйти из России.

ООО «Сделай своими руками» (основная операционная структура OBI в России) в 2018 году увеличила выручку после падения этого показателя несколько лет подряд. По данным СПАРК, выручка компании выросла на 7,3%, до 19,62 млрд рублей. Чистый убыток составил 84,53 млн рублей по сравнению с прибылью в размере 9,44 млн рублей годом ранее.




Продукты из санкционного списка на столе
8. Пять лет под санкциями
Пять лет назад, в августе 2014 года, президент РФ Владимир Путин подписал указ «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности РФ». Это стало началом продовольственного эмбарго, в результате которого с прилавков российских магазинов исчезли импортная говядина, свинина, мясо птицы, рыба и морепродукты, молочка, сыр, овощи и фрукты. Под запреты попали товары из стран Евросоюза, США, Австралии, Канады и Норвегии. Такой ответ Россия дала на экономические ограничения, введенные  Западом. Позднее под запрет попало продовольствие из Албании, Лихтенштейна, Исландии, Черногории и Украины. В этом году срок действия продовольственного эмбарго был продлен до конца 2020 года.




Николай Грешилов, генеральный директор АО «Корпорация «ГРИНН»
9. В ожидании сделки
АО «Корпорация «Гринн», головное юрлицо крупного собственника торговой недвижимости в ЦФО, стало убыточным по итогам 2018 года, пишут СМИ. Как сообщается в бухгалтерской отчетности АО, опубликованной «СПАРК-Интерфакс», она получила 4,27 млрд рублей убытков. В 2017 году основанная Николаем Грешиловым компания получила 70,89 млн рублей чистой прибыли.

Ранее СМИ сообщали, что в планах корпорации «Гринн» уступить бизнес продуктового ретейла «Линия» и все свои объекты коммерческой недвижимости общей площадью 1,2 млн м2 петербургскому холдингу «Адамант» через переуступку долгов перед Сбербанком, Россельхозбанком и банком «Россия» на 24 млрд рублей. Николай Грешилов, впрочем, заявлял, что «активы компании привлекательны, за них борются», а «никакие сделки на сегодня не закрыты». Конкретного ответа о том, ведутся ли переговоры с «Адамантом», руководство корпорации не давало.




Касса закрыта
10. Свободная касса
Рекрутинговые сервисы фиксируют падение числа вакансий кассиров и продавцов. По данным HeadHunter, в первом полугодии 2019 года количество вакансий кассиров в России снизилось на 17,7% по сравнению с тем же периодом 2018 года — до 77,95 тыс., пишет РБК. Это подтверждают и в SuperJob: так, в июле 2019 года на сайте было размещено почти 3 тыс. вакансий в городах-миллионниках и малых городах, что почти в 2 раза меньше, чем в июле 2018-го.

Эксперты связывают такое падение с тем, что в начале 2018-го ретейлеры активно развивали сети и набирали сотрудников, а сейчас они закрыли большинство позиций. Кроме того, падение спроса на труд кассиров в сегментах ретейла и фастфуда связано с развитием касс самообслуживания. По данным J’son & Partners Consulting, первые такие кассы в России начали внедрять в 2009 году X5 Retail Group, «Магнит» и «Ашан».