Гипермаркет «Магнит» в Армавире

Гипермаркет «Магнит» в Армавиреcommons.wikimedia.org
1. Второй по выручке
Годовая выручка ПАО «Магнит» превысила 1,2 трлн рублей, следует из отчета компании, подготовленного в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). Это на 8,2% по сравнению с показателем 2017 года. Чистая прибыль снизилась на 4,9%, до 33,812 млрд рублей. При этом в IV квартале чистая выручка выросла на 9,7%, до 331,641 млрд рублей. В отчете компании подчеркивается, что в конце года зафиксирован рост не только абсолютной, но и сопоставимой выручки (like-for-like, LFL продажи), при расчете которой не учитывались вновь открытые торговые точки (за год «Магнит» открыл 2049 новых магазинов). В октябре-декабре 2018 года LFL-продажи в годовом исчислении выросли на 0,6%, тогда как в предыдущем квартале сократились на 2%. Финансовые результаты за 2018 год представили и другие крупные публичные ретейлеры. Так, X5 Retail Group (торговые сети «Перекресток», «Пятерочка», Карусель») увеличила выручку на 18,5%, до 1,53 трлн рублей, «Лента» — на 13,2%, до 413,5 млрд рублей, «О’Кей» — на 1,1%, до 159,4 млрд рублей.

На этой же неделе совет директоров «Магнита» утвердил список кандидатов в свой новый состав, который будет обсужден на годовом собрании акционеров. Среди кандидатов, не входящих в нынешний состав совета, — основатели инвестиционной компании Marathon Group Александр Винокуров и Сергей Захаров, генеральный директор крупнейшего продавца товаров для детей «Детский мир» Владимир Чирахов и генеральный директор магазина одежды Lamoda Флориан Янсен. В список также вошли действующие члены совета: Райан Чарльз Эммитт, Моват Грегор, Фоли Пол Майкл, Тимофей Демченко, Алексей Махнев и Джеймс Пэт Симмонс. В январе компания объявила о назначении президентом и членом правления Яна Дюннинга, бывшего гендиректора сети гипермаркетов «Лента».

О том, как назначали Яна Дюннинга читайте здесь.


Пост гендиректора и председателя правления «Магнита» с 2018 года занимает Ольга Наумова, экс-руководитель сети дискаунтеров «Пятерочка», принадлежащих X5 Retail Group.



2. Неожиданная замена в Apple
Старший вице-президент по розничной торговле Apple Анджела Арендтс, которую называли преемницей главы компании Тима Кука, объявила о своем уходе. Ее место займет Дейдра О'Брайен, ранее руководившая HR-департаментом. Анджела Арендтс пришла в Apple после работы в fashion-компании Burberry, чтобы заниматься развитием фирменных магазинов, сообщают СМИ. Именно она придумала текущую концепцию точек продаж Apple по всему миру. Она предложила заменить сервисные центры Genius Bar, где сотрудники находились за стандартным прилавком, на более современные центры Genius Grove, в рамках которых внутри здания росли настоящие деревья, а работники сервиса могли свободно гулять по всей площади. По данным СМИ, Анджела Арендтс была самым высокооплачиваемых менеджером в Apple — в 2017 году она заработала $24,2 млн, что почти в 2 раза больше дохода главы компании Тима Кука. Новое место работы Анджелы Арендтс пока неизвестно. Тем не менее не исключено, что она вернется в индустрию моды, так как не так давно упоминала об этом в одном из интервью. Решение Арендтс уволиться вызвало у экспертов много вопросов. Тем не менее они не исключают, что назначение нового главы отдела розничной торговли может благотворно сказаться на делах компании.



phone_dynamite.svg 3. Тревожный звонок
За неделю о «заминированных» объектах в Москве в полицию поступило более 500 анонимных сообщений, было эвакуировано 165 тыс. человек, подсчитали СМИ. Сотрудники экстренных служб и правоохранительных органов города обследовали около 700 объектов, на части из них провели эвакуацию. Сообщения поступали с различных электронных почт и звонков по IP-телефонии. Ни в одном случае угроза не подтвердилась. Больше всего сообщений оказалось о «минировании» заведений быстрого питания, торговых центров, образовательных учреждений. Это не первая волна сообщений о «минировании». В январе она затронула регионы от Дальнего Востока до Центральной России. Эвакуировали тысячи людей, все сообщения оказались ложными. Похожая ситуация наблюдалась более года назад. Массовые звонки о бомбах в торговых центрах в России начались в сентябре 2017 года. По сведениям ФСБ, волна анонимных звонков охватила 75 из 85 регионов России, в Москве ущерб от «минирований» оценили в 150 млн рублей. Всего были эвакуированы почти 2 млн человек. Ни одна угроза не подтвердилась.



4. Инфляция, вперед!
Годовая инфляция в России в январе ускорилась до 5%, а по отношению к декабрю цены выросли на 1%, сообщил Росстат. Год назад в этот же период инфляция составила 2,2% в годовом выражении, а в месячном — всего 0,3%. Как отмечают в Росстате, ускорение роста инфляции связано с повышением НДС (до 20%) и индексацией тарифов. Повышение НДС стало одним из основных аргументов Центробанка в пользу ужесточения денежно-кредитной политики. ЦБ дважды повышал ключевую ставку в 2018 году — в сентябре и декабре на 0,25 п.п. (до этого ставка не росла с 2014 года). Регулятор прогнозировал, что цены на пике ускорятся до 5,5-6% и это будет в марте-апреле.



Беру - маркетплейс от Яндекса и Сбербанка
Беру - маркетплейс от Яндекса и СбербанкаАрхив «ММ»

5. Завидные арендаторы
Крупнейший онлайн-ретейлер Ozоn договорился с ГК «Ориентир» об аренде 120 тыс. м2 в логистическом парке «Север» на Ленинградском шоссе, а «Яндекс.Маркет» ведет переговоры об аренде 40 тыс. м2 в складском комплексе «Софьино» на Новорязанском шоссе, сообщают СМИ. Ozоn берет в долгосрочную аренду 94 тыс. м2 под новый распределительный центр, его открытие запланировано на середину 2019 года. Договор предусматривает возможность дальнейшего расширения до 122 тыс. м2. По подсчетам экспертов, ежегодно Ozon будет платить за склад примерно 320-338 млн рублей, а после расширения — до 440 млн рублей. «Яндекс.Маркет» арендует склад под маркетплейс «Беру.ру». По расчетам экспертов, общие затраты компании на аренду могут составить 132-140 млн рублей, а после расширения (до 80 тыс. м2) — 264-280 млн рублей в год.



Торговый центр «ИКЕА»
Торговый центр «ИКЕА»commons.wikimedia.org

6. Эксперимент от IKEA
Крупный шведский мебельный ретейлер IKEA протестирует новую для себя модель лизинга мебели. Это часть новой стратегии крупнейшего в мире продавца мебели. Вначале лизинг будет распространяться на столы и стулья. Услуга будет доступна только для корпоративных клиентов. Со временем компания планирует запустить лизинг и для кухонь. Лизинговая программа может стартовать уже в этом месяце. В качестве первой страны, где будет запущена программа аренды, выбрана Швейцария. Возможность запуска лизинговой модели была анонсирована в 2018 году, однако о полномасштабном старте проекта стало известно только на этой неделе. Как сообщают СМИ, прибыль шведской компании в последние годы снижается, чем, возможно, и объясняются эксперименты с бизнес-моделью и новыми форматами торговли. Сейчас у IKEA 14 магазинов в 11 городах РФ.



7. Сообразили на троих
Маркетплейс Bringly, созданный «Яндексом» и Сбербанком, стал партнером парфюмерно-косметического магазина Feelunique. Для первого это шанс занять новую нишу, для второго выход на рынок через локального партнера — часть стратегии. Британский интернет-магазин Feelunique был запущен в октябре 2005 года, а уже в 2014-м один из его основателей Аарон Шаттерли вошел в топ-50 самых влиятельных людей в мире онлайн-торговли по версии Retail Week. В ассортименте сайта представлено более 500 брендов и более 30 тыс. парфюмерно-косметических товаров и аксессуаров. Выход на новые рынки за счет сотрудничества с локальными партнерами — часть стратегии ретейлера. Одновременно с партнерством с Bringly британский онлайн-ретейлер начинает продажи своих товаров через китайский Secoo, индийский Myntra.com и шведскую Custos Group. Продажи через китайские магазины Kaola и Little Red Book принесли Feelunique 15% выручки, а весь китайский рынок — 20%. Площадку для покупок из иностранных магазинов Bringly «Яндекс» и Сбербанк запустили в ноябре 2018 года в рамках совместного предприятия по электронной коммерции. Ассортимент Bringly состоит более чем из 4 млн товаров, в 2019 году компания планирует расширить его до 50 млн позиций. Для Bringly сотрудничество с Feelunique — первое партнерство с европейским ретейлером. До этого на площадке были представлены турецкие, корейские и китайские бренды, сообщают СМИ.



Пленарное заседание XI форума общероссийской общественной организации «Деловая Россия».
Пленарное заседание XI форума общероссийской общественной организации «Деловая Россия».kremlin.ru

8. Новое обещание президента
Комиссии в 3% для торговых сетей при оплате картами слишком большие, это квазиналог, над этим вопросом надо работать, заявил президент Владимир Путин, сообщили информагентства. В России банковские комиссии за безналичный расчет за товары и услуги доходят до 3% от суммы платежей. В ряде стран комиссия за эквайринг составляет 0,2-0,3%. В 2018 году комиссия за эквайринг для торговых сетей в России составила 250 млрд рублей, подсчитали в Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). Ранее торговые ассоциации предложили снизить комиссию за эквайринг и законодательно ограничить ее размер до 0,2% от стоимости транзакции для дебетовых карт и 0,3% — для кредитных карт. В Федеральной антимонопольной службе, Минфине, Минпромторге и Центробанке идею о государственном регулировании ценообразования на услуги эквайринга не поддержали. В частности, в Минпромторге считают международный опыт регулирования негативным: ретейлеры будут больше зарабатывать, но не снизят цены на товары и услуги, а банки компенсируют упущенный доход за счет клиентов, лишив их бонусов.



9. Ozon требует плату
Один из крупнейших российских онлайн-ретейлеров Ozon резко повысил тарифы на доставку покупок, отказался от бесплатных опций доставки и ввел подписку на эту услугу. Новшества СМИ обнаружили в приложении ретейлера. Ранее Ozon предлагал бесплатную доставку для предоплаченных покупок, которые привозились в его собственную сеть постаматов, а платная доставка в постаматы стоила 99 рублей. Теперь тариф для этой услуги вырос на 200 рублей. Ozon предлагает клиентам оформлять «подписку» для бесплатной доставки — Ozon.Premium. Ее цена на 6 месяцев — 1599 рублей, вырос и порог бесплатной доставки — от 2999 рублей за заказ. Для остальных заказов онлайн-ретейлер предлагает скидку на доставку.



3o6ZtiA67229ANxT1u.gif
3o6ZtiA67229ANxT1u.gif

10. Быстрые платежи в ретейле
Минпромторг поддерживает запуск быстрых платежей в ретейле при условии, что такой способ проведения платежей не противоречит законодательству и представляет собой еще один удобный сервис как для торговли, так и для покупателей. Система быстрых платежей (СБП), над созданием которой работали ЦБ и крупнейшие банки, была запущена 28 января. Система позволяет физическим лицам проводить мгновенные платежи в режиме реального времени по простым идентификаторам (например, по номеру мобильного телефона), независимо от того, в каких банках открыты счета отправителя и получателя перевода. Речь идет не только о привязанных к картам счетах, но и о переводах с текущих счетов клиентов. Сначала услуги по денежным переводам в системе быстрых платежей будут оказывать 11 банков, которые участвуют в пилотном проекте по тестированию быстрых платежей. Затем к системе ЦБ планируют подсоединиться еще 40 банков. Со второго полугодия 2019 года в рамках системы клиенты смогут оплачивать налоги, коммунальные услуги, штрафы, покупки в интернет-магазинах, а также совершать платежи в рознице с помощью QR-кодов. Как ранее сообщали в ЦБ, первый год система будет работать с нулевыми комиссиями для банков, а с начала 2020 года комиссии будут установлены в размере от 1 до 6 рублей в зависимости от суммы перевода. Максимальная сумма одной операции — 600 тыс. рублей. Размер комиссий для самих клиентов за переводы в СБП банки будут устанавливать самостоятельно.