1. Потеря Big Mac
Крупнейшая мировая сеть быстрого питания McDonald's проиграла тяжбу против ирландской сети быстрого питания Supermac's. Ведомство по интеллектуальной собственности Европейского cоюза (EUIPO) лишило корпорацию эксклюзивного права на товарный знак Big Mac, пишет Fox News. В 2015 году Supermac's пыталась расширить свою деятельность в Великобритании и Европе, но этому помешал проигрыш в суде: тогда Mcdonald's удалось доказать сходство между названиями Supermac и Big Mac. Нынешнее решение EUIPO означает, что Supermac's сможет расширить свою сеть по всей Великобритании и что McDonald's больше не имеет права на свою торговую марку Big Mac в Европейском cоюзе. EUIPO обосновало свое решение тем, что McDonald's не предоставил доказательства действительного использования товарного знака Big Maс. «Очевидно, EUIPO не посчитало использование Big Mac в названии бургера достаточным доказательством того, что McDonald's действительно использует эту торговую марку», — пишет издание.



2. Надежда в квадрате
В 2019 году на московский рынок может выйти 289 тыс. м2 качественных торговых площадей, прогнозируют в компании JLL. В числе объектов, открытие которых было перенесено с 2018 года, называются ТЦ «Остров мечты», ТПУ «Рассказовка», ТЦ «Галеон» и 2-я очередь ТЦ «Смоленский Пассаж». При этом 61% нового предложения будет сформировано за счет площадей торговых центров «Саларис» и «Остров мечты». В 2018 году в российской столице было введено 123 тыс. м2 торговых центров, что является одним из исторических минимумов. Новое предложение 2018 года сформировано открытыми в первом полугодии ТРЦ «Каширская Плаза» (71 тыс. м2), ТРЦ «Миля» в Жулебино (19 тыс. м2), ТЦ «Петровский» (8,5 тыс. м2), а также начавшими работу в IV квартале торговыми центрами «Арена плаза» (17 тыс. м2) и «Краснопрудный» (около 7 тыс. м2). 

О том, какова в 2018 году оказалась доля вакантных площадей в торговых центрах Москвы и Петербурга, читайте здесь.



В Петербурге на 2019 год анонсирован ввод в эксплуатацию трех торговых комплексов совокупной площадью 52,9 тыс. м2. За минувший год в Петербурге был сдан лишь один качественный торговый объект — вторая очередь Outlet Village Pulkovo (6,7 тыс. м2 арендопригодной площади).



3. Место для Дюннинга
В структуре управления «Магнита» появится новая должность — президента, и ее займет Ян Дюннинг, до этого почти 10 лет руководивший конкурентом — сетью «Лента», сообщает РБК. О назначении может быть объявлено в ближайшее время.

О том, как и когда Ян Дюннинг покинул «Ленту», читайте здесь



В 2018 году у «Магнита» произошла смена основного акционера. Вместе с изменением собственников произошла почти полная замена топ-менеджмента. Сначала в статусе исполнительного, а затем и гендиректора сеть возглавила Ольга Наумова, до этого руководившая развитием «Пятерочки» (входит в X5 Retail Group). Как пишут СМИ, Наумова как гендиректор будет по-прежнему отвечать за всю работу компании и возглавлять правление, в которое войдет Дюннинг. Экс-глава «Ленты», в свою очередь, будет сосредоточен на продвижении стратегии и взаимодействии со стейкхолдерами, а Наумова как гендиректор будет подотчетна ему и совету директоров. Таким образом, в компании хотят перейти «от компании одного топ-менеджера» к «команде предпринимателей».  



4. Охота на «Бегемота»
Московский кредитный банк (МКБ) в ближайшее время обратится в суд с заявлением о признании банкротом ООО «Торговая сеть «Бегемот», которое управляет одноименной сетью детских товаров. Структура банка приобрела 8% в капитале компании в 2012 году — долей владеет ее инвестфонд Hi Capital.

О намерении банка стало известно еще 26 декабря, подать заявление можно спустя 15 дней. По данным СПАРК, суммарная стоимость активов компании составляет 1,19 млрд рублей, а кредиторская задолженность — 1,18 млрд. Ретейлер владеет недвижимостью в торговых центрах, производственной компанией, интеллектуальной собственностью, складами, оборудованием и товарными остатками.

По данным СМИ, проблемы у ретейлера начались осенью 2017 года, когда в МКБ пришел новый антикризисный менеджмент из «Роснефти», не желавший заниматься развитием непрофильных активов. О проблемах сети стало известно летом 2018 года, когда «временно» закрылся интернет-магазин и перестало работать мобильное приложение. В ноябре появилась информация о закрытии магазинов в Казани, Астрахани, Брянске, Владикавказе, Йошкар-Оле, Омске, Самаре, Саранске, Тюмени, Курске, Нижнем Новгороде и Ярославле. Ситуацию пыталось урегулировать руководство Ассоциации индустрии детских товаров (АИДТ), у сети была возможность выплатить долги, а партнеры готовы были продолжать с ней работать, были и конкретные претенденты на покупку ретейлера. 



Магазин спортивных товаров «Intersport»
Магазин спортивных товаров «Intersport»commons.wikimedia.org

5. Удаление с поля
ООО «Иохастон», которое развивало в России по франшизе сети по продаже спортивной обуви Intersport и The Athlete’s Foot (TAF), начало процесс ликвидации, сообщают СМИ. Обе сети специализировались на продаже спортивной одежды известных марок — Nike, Puma, Asics, Adidas. По данным источника «КоммерсантЪ» из числа бывших сотрудников Intersport, магазины этой сети перестали работать с начала 2019 года. Она насчитывала 26 собственных и франчайзинговых магазинов.

Швейцарская сеть Intersport насчитывает более 5,3 тыс. магазинов в 39 странах с годовым оборотом 115 млрд евро (по итогам 2017 года). В России первые магазины появились в 2004 году. В 2011-м финская Kesko стала владельцем торговой марки в России, выкупив 35 магазинов сети. Сеть The Athlete’s Foot основана в 1971 году, в 2012-м ее владельцем стала Intersport International Corporation, в России марка появилась в 2015 году также под управлением Kesko. Сети принадлежит 471 магазин в 26 странах.



6. Оставили «Магнит»
Инвесткомпания OppenheimerFunds продала все акции второго по обороту российского ретейлера «Магнит», сообщают СМИ. По состоянию на начало сентября, инвесткомпании принадлежало 2,9% акций «Магнита» стоимостью $179,54 млн. Решение о выходе могло быть принято в конце сентября из-за плохих показателей ретейлера, считают эксперты. В отчетности OppenheimerFunds отмечалось, что во II квартале 2018 года «Магнит» показал более слабые результаты, чем ожидалось: рост чистой выручки сети замедлился до 6,5% против 8,1% кварталом ранее.

OppenheimerFunds уже покидала капиталы российских компаний. К концу 2015 года фонды распродали все принадлежавшие им акции «Яндекса» — около 14% бумаг. В 2017 году OppenheimerFunds снова приобрела в российской компании миноритарную долю, а на этой неделе стало известно об увеличении доли фондов в ней с 1,8 до 6,4%. Не исключено, что история повторится и в случае с ретейлером, предполагают СМИ.  



7. «Кей» достался DNS
Петербургская торговая сеть магазинов электроники и компьютерной техники «Кей», насчитывающая 20 магазинов в Петербурге, девять в регионах, а также несколько пунктов выдачи заказов в Москве и Ленинградской области, перейдет под контроль федеральной сети DNS к марту 2019 года. Большинство помещений находится в собственности компании, поэтому споры о правах на недвижимость не предвидятся, пишут СМИ. DNS, по всей видимости, арендует у «Кей» в рамках сделки его собственные помещения. Компания «Кей» также намерена отказаться от распределительного центра, который находится в аренде, расформирует транспортный отдел.

Торговая сеть «Кей» была основана в 1991 году. По данным СПАРК, ее собственниками являются Михаил Иващенко (74%) и Елена Терентьева (26%). По итогам 2017 года выручка ООО «Кей» составила 4,5 млрд рублей, чистая прибыль — 11 млн рублей. Показатели за 2017 год были лучше по сравнению с 2016 годом, но доходность все равно была ниже, чем 2 годами раньше, пишут СМИ.



8. «С покупкой!»
Британская IT-компания BeMyEye приобрела российскую Streetbee. Сделка, как сообщают СМИ, состоялась через обмен акциями: владельцы Streetbee получат 20% BeMyEye. Streetbee на основе технологий краудсорсинга и машинного обучения собирает данные для ретейла, FMCG и фармкомпаний. Точность распознавания изображения и анализа состояния полок в торговых точках превышает 96%. Среди клиентов — Unilever, PepsiCo, Mars, P&G, Royal Canin, Nestle и др. Оценка BeMyEye после сделки составит около 50 млн евро, выручка за 2019 год оценивается в 10 млн евро.



9. Пессимизм Marks&Spencer
Британская торговая сеть Marks&Spencer (M&S) закроет еще 17 универмагов из-за увеличения объема продаж через Интернет, говорится в сообщении компании. Ранее сеть объявила о намерении закрыть 100 магазинов к 2022 году в рамках реструктуризации бизнеса, проводимой из-за изменения модели поведения потребителей. Компания заявила, что собирается реализовывать онлайн как минимум треть всего объема продаваемых одежды и товаров для дома. В рамках реструктуризации уже были закрыты 30 универмагов. Магазины сети будут закрываться по всей стране, в том числе в Северной Ирландии и Уэльсе. Всего, отмечает M&S, план по закрытию универмагов затронет 1,9 тыс. работников, из которых 1,6 тыс. будут трудоустроены. 



Стойка с тележками в гипермаркете «Ашан»
Стойка с тележками в гипермаркете «Ашан»Архив «ММ»

10. «Ашан» пошел в отказ
«Ашан ритейл Россия», российская дочерняя компания Auchan, отказался развивать свою торговую сеть магазинов косметики и бытовой химии Lillapois. Руководство компании сосредоточится на сети гипермаркетов и будет работать над улучшением ассортимента и сервиса. Ассортимент магазинов Lillapois по-прежнему можно будет купить в интернет-магазине. Первый магазин Lillapois был открыт в московском ТЦ «Тройка» в августе 2016 года. Тогда анонсировалось, что компания планирует открывать до 20 магазинов в год. Сейчас у Lillapois есть в России два отдельно стоящих магазина, а также shop-in-shop в «Ашане» на Тверской.