1. Приказано снести
ТРЦ «Зеленопарк», находящийся на северо-западе Москвы, может быть снесен по решению суда. Строительство одного из крупнейших моллов в этом районе было признано незаконным из-за находящегося поблизости газо- и нефтепровода. Иск к ТРЦ подали компании «Транснефть-Верхняя Волга» и «Газпром трансгаз Москва». Рассмотрение иска заняло более 3 лет и завершилось 21 февраля 2019 года. Ответчиком выступила компания «Лидком Инвестментс Лимитед», соответчиком — «Ашан». Их представители заявили в суде, что все необходимые нормы при строительстве торгово-развлекательного центра были соблюдены. Строительно-техническая экспертиза была проведена в 2017 году, после чего было постановлено, что комплекс построен без нарушений. Но в августе 2018 года была назначена новая, по результатам которой суд пришел к мнению, что объект необходимо демонтировать. Сторонами рассматривался сценарий подписания мирного соглашения, которое позволило бы собственникам сохранить объект, но договориться не удалось. Владельцы «Зеленопарка» посчитали выдвинутые требования, предусматривающие ограничение работы комплекса на 3 года, неприемлемыми.

Суд обязал «Лидком Инвестментс Лимитед» снести ТРЦ в течение 6 месяцев, отметив, что стороны еще имеют возможность урегулировать спор. На обжалование решения компании отводится 1 месяц. «Зеленопарк» — один из крупнейших торгово-развлекательных комплексов не только Зеленограда, но и Москвы. Его общая площадь — 140 тыс. м2. На его сайте сказано, что площади в нем занимают более 180 компаний, среди которых Decathlon, «М.Видео», «Zaмания», «Детский мир», H&M и т.д. Девелопером строительства комплекса выступала компания «ДГ-19», созданная выходцем из MLP (один из крупнейших девелоперов складов в России, продана несколько лет назад группе «Сафмар») Брюсом Гарднером. Кроме «Зеленопарка» в портфеле компании есть еще один торгово-развлекательный комплекс — «Леденцовопарк» в Одинцове.

Объекты площадью 140 тыс. м2 не возникают в поле в течение одного дня — строительство такого объекта занимает существенное количество времени, и предъявление претензий после завершения строительства выглядит очень странно. Полагаю, что решение о сносе явно не соответствует уровню угрозы жизни и здоровью граждан и противоречит необходимости соблюдения баланса интересов. Тем не менее из решения суда видно, что мы наблюдаем с большой долей вероятности ход «сильной руки» (в карточной терминологии) в переговорах, которые, видимо, еще увенчаются успехом. Это хорошо видно по последним двум страницам текста решения суда. Сложно судить без материалов дела, кто именно допустил нарушение, — из самого решения видно, что на каждой из сторон есть часть вины в случившемся. Исправить ситуацию в текущий момент можно путем разработки специальных технических условий, обосновывающих уменьшение охранных зон и проведение работ по компенсации рисков на основе таких условий. Полагаю, что в конечном итоге ТРК сохранится, а вот здание парковки будет разобрано — это вполне разумный компромисс. В большинстве случаев по таким спорам стороны в итоге приходят к мировому соглашению, так как разумные люди понимают размер понесенных затрат и могут их соотнести с уровнем необходимых дополнительных вложения для сохранения объекта. Из громких случаев вспоминается только «Максидом», где КИО говорил о самовольном строительстве в связи с тем, что земля была выделена университету как вы видите, здание стоит, а спор был урегулирован миром.

Компания «АШАН Ритейл Россия» будет оспаривать решение суда о сносе ТРЦ «Зеленопарк» согласно процессуальной процедуре, так как при проектировании были выполнены необходимые работы и получены согласования, требуемые для строительства. Вместе с тем полагаем, что сторонам удастся достичь компромисса, который может быть оформлен в виде мирового соглашения, без сноса и закрытия торгового центра, но с учетом интересов всех сторон, а в первую очередь — в интересах жителей Подмосковья.





Интерьер гипермаркета «Лента» в Москве в торгово-развлекательном центре «Мозаика» в районе станции МЦК Дубровка 6 января 2018 года
Интерьер гипермаркета «Лента» в Москве в торгово-развлекательном центре «Мозаика» в районе станции МЦК Дубровка 6 января 2018 годаcommons.wikimedia.org

2. Танец с «Лентой»
Крупнейшие акционеры «Ленты» — TPG Group и Европейский банк реконструкции и развития (ЕББР) — намерены выйти из капитала компании, продав свои доли 34,13% и 7,4% акций соответственно, сообщают СМИ. Покупателем их доли может стать компания «Севергрупп» Алексея Мордашова. Стороны пока не достигли соглашения, и сделка может быть совершена только при условии направления «Севергрупп» оферты всем акционерам, заявили в «Ленте». В рамках этой оферты ЕБРР и может продать свой пакет. Возможно, сделка будет закрыта в течение нескольких недель. В случае заключения сделки «Севергрупп» будет вынуждена выставить оферту миноритариям, цена которой пока не установлена, но, скорее всего, будет с 30%-ной премией к рынку. Однако дорогая покупка окажется выгодной для Мордашова — объединение «Ленты» с уже принадлежащим миллиардеру ретейлером «Утконос» окажет хороший синергетический эффект на бизнес, пишут СМИ.



Баста во время выступления на сцене
Баста во время выступления на сценеcommons.wikimedia.org

3. Реберная. И Баста! 
Петербургские рестораторы Алексей Родионов-Зражевский, Николай Федоров и Илья Клочков в партнерстве с рэпером Бастой откроют в Москве реберную «Frank by Баста», сообщает «Ъ». Баста заявил, что идея открыть реберную в Москве появилась у него, когда он побывал в ресторане Frank в Петербурге. В настоящее время в Петербурге работают три ресторана Frank. Первый открылся в 2016 году. Заведение в Москве рассчитано на 90 посадочных мест, его площадь составляет 200 м2, средний чек — 1200 рублей. Заведением будет управлять ООО «Фрэнк бай Баста», учрежденное 18 марта. Басте в предприятии принадлежит 15%, Родионову-Зражевскому и Федорову — по 21,25%, Клочкову — 42,5%. Размер инвестиций в открытие заведения стороны не раскрыли. В следующем году партнеры хотят начать экспансию в крупнейшие города-миллионники. За 3 года они планируют открыть пять ресторанов в Москве и пять в регионах — возможно, по франчайзинговой модели в партнерстве с местным бизнесом.



Посещение автоматизированного сортировочного центра — филиала «Почты России»
Посещение автоматизированного сортировочного центра — филиала «Почты России»minsvyaz.ru

4. На «Почте России» все есть
 «Почта России» запускает собственную продуктовую сеть «Почтамаг» в Северо-Западном регионе, сообщает РБК. В планах «Почты России» до октября 2019 года открыть свыше 280 розничных магазинов в городских и сельских почтовых отделениях макрорегиона Северо-Запад. Тестовые магазины сети «Почтамаг» — на Литейном проспекте в Петербурге и в Гатчинском районе — были запущены на базе действующих почтовых отделений еще в декабре 2018 года. Именно по результатам их работы и было принято решение о запуске полноценной сети. Площадь будущих торговых точек в пресс-службе оператора не раскрывают. По мнению экспертов, запуск собственной сети позволит «Почте России» закрыть нишу импульсного спроса, мало интересную крупным компаниям и представленную в основном одиночными магазинами индивидуальных предпринимателей. В макрорегионе Северо-Запад работает более 3300 отделений «Почты России», в Петербурге — более 270.



Самвел Карапетян — российский предприниматель, меценат. Президент и основатель группы компаний «Ташир»
Самвел Карапетян — российский предприниматель, меценат. Президент и основатель группы компаний «Ташир»commons.wikimedia.org

5. Вышли за пределы Садового кольца
Сеть Take Away, входящая в бизнес-империю Самвела Карапетяна (№30 в российском списке Forbes), откроет свой магазин на Урале уже в 2019-2020 годах. Ранее сеть придерживалась другой концепции развития. ГК «Ташир» открывала универмаги Take Away только в своих торговых центрах. Первый Take Away, открывшийся в 2015 году в Москве, стал единственным на тот момент проектом формата department store на территории торговых центров в России. 

Сегодня сеть состоит из трех универмагов. В Take Away заявляют, что регионы не просто готовы к department store, но у них есть потребность в таком формате. Речь пока о городах-миллионниках. Данная ниша там свободна, а спрос на такие площади есть, в том числе в связи с появлением большого количества молодых российских дизайнеров. В компании также отмечают, что состав брендов подбирается для каждого универмага Take Away индивидуально. Что касается коммерческого успеха проекта, то, как сообщают СМИ, в 2018 году универмаги продемонстрировали рост по основным показателям. Согласно анализу продаж, like for like составил 27% (сравнение показателей 2017 и 2018 годов), а показатели трафика возросли на 17%. С января 2019 года по 18 марта 2019 года по показателю like for like увеличение продаж на 26% по сравнению с 2018 годом.



Ресторан быстрого питания KFC
Ресторан быстрого питания KFCcommons.wikimedia.org

6. Инвесторы купились на секрет полковника Сандерса
Новым крупнейшим партнером KFC в России стал консорциум ВТБ, Marathon Group, арабского Al Nahdha Investment и других инвесторов, выяснил РБК. Теперь ему принадлежит почти четверть всех ресторанов сети в стране. Коммерческие условия сделки стороны не раскрыли. По оценке экспертов, актив мог обойтись в 126-156 млн евро. 

Американская сеть фастфуда KFC (Kentucky Fried Chicken) работает в России с 1993 года. На рынок бренд заходил через партнера — «Ростик групп» Ростислава Ордовского-Танаевского Бланко, который открывал рестораны под брендом «Ростик'с». В 2005 году американская Yum! Brands, которой также принадлежит бренд Pizza Hut, договорилась с «Ростик групп» о совместном развитии бренда «Ростик'с — KFC». В 2010 году Yum! Brands выкупила права на российские рестораны, сохранив за сетью название KFC. 

Сейчас в России работают более 750 ресторанов KFC, из них собственных (которые принадлежат российскому Yum! Brands через ООО «Ям Ресторантс Раша») — около 50. В ВТБ свой интерес к KFC объяснили тем, что видят «большой потенциал в дальнейшем развитии рынка общественного питания в России». Самый привлекательный сегмент этого рынка, с точки зрения инвестора, — рестораны, которые специализируются на гамбургерах и блюдах из курицы, а KFC, в свою очередь, — «лидер в своем секторе, объемы которого растут двузначными темпами». В Marathon Group добавили, что рассчитывают на значительный рост сети в течение ближайших лет.



7. Ждите новых правил
Роспотребнадзор договорился о подготовке проекта новых санитарно-эпидемиологических норм и правил (СанПиН) совместно с представителями крупных сетевых предприятий общественного питания. Решение было принято после совещания с руководителем ведомства Анной Поповой. Совместной рабочей группе поручено в течение 3 дней доработать проект документа, сообщают СМИ. 

Ранее об устаревших нормах санитарных требований упоминала владелица сети кафе «АндерСон» (ООО «Тиролерхоф») Анастасия Татулова после закрытия ведомством одного из ее кафе в Москве. 25 марта в ходе проверки Роспотребнадзор нашел нарушения в 14 из 17 кафе «АндерСон» в Москве, после чего ресторатор заявила о намерении подать на ведомство в суд.



8. Новый инвестор для аптеки
Владимир Кинцурашвили и Иван Саганелидзе, выйдя в 2018 году из состава акционеров аптечной сети «36,6», опять решили развивать бизнес в данном сегменте. После ухода из «36,6» предприниматели сохранили за собой бизнес премиальных аптек A.V.E Luxury. За год им удалось увеличить сеть в 3 раза. Другая их сеть «120/80», работающая в среднем ценовом сегменте, расширилась более чем на 130 аптек. A.V.E Luxury принадлежит Межрегиональной розничной фармацевтической компании (МРФК), владельцами которой, как пишет «Ъ», являются Владимир Кинцурашвили и Иван Саганелидзе. У бизнесменов по 45% компании. Две недели назад в ЕГРЮЛ появилась запись, что по 5% в МРФК получили бывший член совета директоров «36,6» Аркадий Зятковский и Евгений Сокольский, полный тезка господина Сокольского работает вице-президентом концерна «Россиум».



9. Все для удобства ретейлеров
Оптово-распределительный центр «Агротерминал» открылся в Красноярске. Это первый подобный центр в регионе, его строительство началось в 2018 году. Инвестор — компания «Сибагропромстрой» — вложил в проект около 1,5 млрд рублей. Здесь будут формироваться оптовые партии сельхозпродукции для дальнейшей поставки в торговые сети. Кроме того, производители и фермеры могут без посредников реализовать товар. Как сообщается на сайте центра, там расположены мультитемпературные склады, погрузочные терминалы, а также комплекс оптово-розничной торговли. Оборудованы помещения для хранения свежих овощей и фруктов, а также производственный комплекс предпродажной подготовки продукции. Мощность терминала — 50 тыс. тонн продукции, площади — почти 70 тыс. м2. В планах властей региона создать еще около пяти оптово-распределительных центров меньшего масштаба.


Спички "Уходя гасите свет"
Спички "Уходя гасите свет"Архив «ММ»

10. Копейка энергию бережет
Бизнесмены смогут претендовать на компенсации за уменьшение потребления электроэнергии в часы пиковой нагрузки на сеть, сообщает РБК. Соответствующее постановление подписал премьер-министр Дмитрий Медведев. Схема финансовых поощрений за участие в системе управления спросом на электроэнергию ранее существовала только для крупных компаний, теперь же ими могут воспользоваться и представители малого бизнеса, такие как кафе или магазины. Смысл таких мер заключается в том, что при росте потребления энергии возникает необходимость в строительстве новых электростанций или энергоблоков, требующих крупных вложений. В то же самое время в большинстве случаев сеть не может справиться с нагрузкой лишь несколько часов в год, что делает такие инвестиции слишком расточительными. Таким образом, получается, что значительно проще перевести участников программы на сниженное потребление энергии, искусственно уменьшив нагрузку на систему. Например, многие организации имеют резервные блоки питания, на использование которых можно перейти при поступлении команды «сеть загружена». Соответствующие соглашения представители компаний смогут заключить уже с середины 2019 года, пишут СМИ.