Доход мерчандайзера формируется из оклада и бонусной части. Их соотношение может быть 60% к 40% или 70% к 30%, уточняет Валерий Писарьков, руководитель направления аутсорсинга мерчандайзинга международной компании АНКОР.

Максимальная зарплатная планка у столичных мерчандайзеров может достигать 150 тыс. рублей, у петербургских — 90 тыс. рублей, говорит Ирина Жильникова, представитель hh.ru на Северо-Западе. «Речь идет о позициях ведущего визуального мерчандайзера или мерчандайзера с функционалом супервайзера», — уточняет она. Однако средняя предлагаемая зарплата в Москве для мерчандайзера не превышает 35 тыс. рублей, в Петербурге — 30 тыс. рублей. Только в 6% вакансий, размещенных для мерчандайзеров на hh.ru в Москве в текущем году, была указана заработная плата от 65 тыс. рублей и в 5% предложений о работе в Петербурге — зарплата от 50 тыс. рублей.



Что касается бонусной части, то ее размер зависит от достижения целевых показателей по мерчандайзингу, таких как наличие товара на полке (OSA), доля полки (Share of Shelf), активация промо (Promo compliance), выполнение фокусных задач месяца и т.д., рассказывает Валерий Писарьков.

Что влияет на доходы
Вообще на совокупный доход специалиста влияет много разных факторов. К примеру, работает ли он на бренд или представляет ретейлера, при этом важна отраслевая принадлежность розничной сети. Влияет и то, находится мерчандайзер в разъездах, контролируя несколько магазинов, или он так называемый стационарный мерчандайзер, который отвечает за продвижение товаров в конкретной торговой точке, как правило в крупном супер- или гипермаркете. «Очевидно, что в fashion-ретейле или даже в DIY-сетях к окладу добавляются существенные бонусы от продаж, скидки на продукцию, а в продуктовом ретейле работники в подавляющем большинстве случаев могут рассчитывать лишь на зарплату и, возможно, на премии в конце года, — поясняет зависимость дохода мерчандайзера от отрасли Ирина Жильникова. — При этом требования к работникам в разных сегментах ретейла также имеют отличия. Например, в продуктовом чаще готовы принимать на работу начинающих специалистов и обучать их с нуля, а в fashion-ретейле ждут более опытных кандидатов с определенным набором деловых качеств и зачастую знанием языка, что, конечно, сказывается на уровне заработной платы».

О том, сколько зарабатывают маркетологи в торговле, читайте здесь.



Если говорить о брендах, то и здесь есть свои особенности в формировании дохода. «К примеру, если ключевая задача мерчандайзера бренда — базовая выкладка продукции, то уровень его дохода сопоставим с уровнем доходов внутренних мерчандайзеров магазинов, или, другими словами, работников торгового зала, — рассказывает Валерий Писарьков. — Если компания вкладывает средства в обучение и развитие сотрудника и позиционирует мерчандайзера как амбассадора бренда, то это сказывается на его доходе: мерчандайзер бренда может зарабатывать в 2 раза больше мерчандайзера магазина». Кроме того, по словам Валерия, работодатели часто мотивируют мерчандайзеров дополнительными выплатами за улучшение выкладки в отдельных торговых точках. Так, бренды заключают с розничными сетями контракты, в которых прописывается, какую часть полки в конкретном магазине будет занимать их продукция. Если товар конкурирующего бренда не был доставлен вовремя, то мерчандайзер может договориться с администраторами магазина о том, что разместит свою продукцию на освободившемся месте. «Поскольку такие возможности, как расширение доли полки сверх стандартов, размещение продукции на недекларированных, дополнительных местах продаж, выкладка лучше планограммы появляются от случая к случаю, то данные задачи не могут быть сформулированы как обязательные KPIs, влияющие на ежемесячный бонус мерчандайзеров», — поясняет Валерий Писарьков. Поэтому такие истории могут принести мерчандайзерам дополнительный бонус к зарплате. 

В случае со стационарными и визитными мерчандайзерами доход последних может быть увеличен на размер компенсации проезда: в зависимости от маршрута (автомобильный или пешеходный) она составляет от 2 тыс. до 10 тыс. рублей в месяц. «Но обычно доходы визитного и стационарного мерчандайзера сопоставимы, разница может составлять не более 5-10% в пользу визитного мерчандайзера», — говорит Валерий Писарьков. 

Что нужно уметь
Обычно от соискателей требуется, по словам генерального директора агентства «1000 кадров» Марии Маргулис, быть готовыми к разъездному характеру работы, взаимодействию с торговыми точками, работе с товарами в магазине. «Как правило, это молодые люди, которые ищут себе работу на время учебы или хотят начать карьеру в области продаж. Но в качестве временной работы такие позиции готовы рассматривать и, например, молодые мамы», — говорит Мария.

Бренды более требовательны к кандидатам. Им важен опыт работы мерчандайзера, начиная с полугода, ответственность, пунктуальность, высокий уровень самоорганизации и обучаемость и, что немаловажно, грамотное и свободное изложение своих мыслей, умение донести свою позицию до персонала торговой точки, уточняет Валерий Писарьков. 

О том, как долго топ–менеджеры ищут работу в ретейле, читайте здесь.



«Если говорить о самых распространенных требованиях в вакансиях для мерчандайзеров, — продолжает Ирина Жильникова, — то к их числу можно отнести знание и понимание продукта, опыт работы, интерес к индустрии, высокий уровень ответственности, стрессоустойчивости, аккуратности и исполнительности. Чем выше оплата труда, тем больше требований к специалистам предъявляют работодатели, причем фокус смещается не столько на hard skills (знание основ мерчандайзинга, Excel, знание английского языка не ниже уровня upper Intermediate), сколько на soft skills (ориентированность на покупателя, должный уровень мотивации, умение работать как самостоятельно, так и в команде, коммуникабельность, лидерские качества и т.п.). 

Где они нужны
По статистике hh.ru, больше половины вакансий, открытых в разных регионах России в 2019 году, были доступны начинающим мерчандайзерам без опыта работы (57%). Еще в 42% позиций указан необходимый профессиональный стаж от 1 года до 3 лет. Чаще всего мерчандайзеров искали компании из Москвы (12%), Петербурга (11%), Московской области (9%), Краснодарского края, Свердловской и Ленинградской областей (по 4% на каждый регион). Самыми активными стали работодатели в сфере розничной торговли (32%), СМИ, маркетинга, рекламы, BTL, PR (29%), продуктов питания (22%), услуг для бизнеса (16%) и товаров народного потребления (14%). 

Поиск нужных специалистов работодатели чаще всего доверяют специализированным агентствам, которые занимаются аутсорсингом мерчандайзинга. «Сначала работодатели совместно с представителями агентства формулируют требования к претендентам на должность. На основании этого разрабатываются оценочные листы, анкеты соответствия должности, формируются целевые источники притока кандидатов (внутренняя база резюме агентства, внешние источники и другие), а также списки компаний, из которых можно переманивать кандидатов (в частности, в том случае если работодателя интересуют специалисты, имеющие опыт работы в конкретных компаниях). Затем командой ресерчеров или процессинговым центром формируется лонглист кандидатов, которые соответствуют критериям должности. После чего проводится отбор, включающий в себя несколько этапов в зависимости от специфики проекта: отбор по резюме, телефонное интервью, тестирование, очное собеседование. В ходе интервью и тестирования проводится оценка мотивации, знаний, опыта и компетенций кандидата», — делится процессом поиска Валерий Писарьков.

Искать нужных специалистов можно здесь.





Jooble
Jooble