Директор по персоналу (НRD) в ретейле — одна из ключевых позиций. Все объясняется просто. В сфере, где постоянная текучка кадров — обычное дело, где борьба за людей, наверное, самая жесткая, человек, который может обеспечить постоянный приток новых работников и способен удержать таланты, на вес золота.

О том, как долго топ-менеджеры ищут работу в ретейле, читайте здесь.



Обычно доход HRD складывается из оклада и премии, которая выплачивается раз в год, напоминает Эльвира Байбикова, консультант по подбору персонала компании ANCOR Consumer Goods. Речь идет о проценте от годового оклада. «Размер премии зависит от выполнения KPI. Это могут быть только личные показатели эффективности. Например, текучесть кадров, производительность труда, соблюдение бюджета затрат на персонал, — рассказывает Эльвира. — Либо и личные показатели эффективности, и показатели эффективности компании, на которые влияет работа HR-директора. К ним относят финансовые обороты компании, узнаваемость бренда работодателя и другие. HRD также могут получать премии за реализацию отдельных проектов».

Подробности при встрече
По данным job-портала hh.ru, работодатели, публикуя вакансии, в подавляющем большинстве (более 70%) не указывают размер предлагаемой зарплаты. «Уход от конкретики в вопросе заработных плат характерен для профобласти топ-менеджмента в целом, — поясняет Ирина Жильникова, представитель HeadHunter по Северо-Западу. — То есть многие работодатели предпочитают обсуждать уровень совокупного дохода с потенциальным сотрудником непосредственно на собеседовании. В тех предложениях о работе, в которых все же есть конкретные суммы, максимальный указанный доход составляет 250 тыс. рублей в месяц. По России в целом средняя предлагаемая зарплата директоров по управлению персоналом равняется 75 тыс. рублей».

Сколько зарабатывают маркетологи в ретейле, можно узнать здесь.



По оценке Эльвиры Байбиковой, в Москве оклад HRD варьируется от 200 тыс. рублей в месяц и выше. «Может доходить до семизначных цифр», — уточняет эксперт. Сколько именно сможет зарабатывать HRD, зависит от масштабности и успешности компании-работодателя. Петр Липов, карьерный консультант, добавляет, что в непродуктовом ретейле и e-commerce доходы выше, чем в продуктовой рознице. «В Москве максимальные предложения находятся в диапазоне от 500 тыс. до 1 млн рублей в месяц. Это из того, что мне точно известно, — уточняет Петр Липов. — В Петербурге зарплата не ниже, но вакансий в принципе меньше».

По данным hh.ru, действительно, если сравнивать с Москвой — меньше. Так, к примеру, с начала 2019 года на долю Москвы пришлось 16% опубликованных на job-портале вакансий для HRD, в то время как на Петербург — только 6%. По словам Ирины Жильниковой, на протяжении последних 3 лет, начиная с 2017 года, спрос на директоров по управлению персоналом на hh.ru остается на одном и том же уровне. «Лишь в текущем году в период с января по сентябрь было опубликовано на 4% меньше предложений о работе для руководителей подобной специализации, чем за аналогичный период 2018 года», — уточняет Ирина.

Опыт — сын ошибок трудных
Чем больше уровень предлагаемого дохода, тем выше требования к кандидатам. Так, судя по статистике hh.ru, практически в каждой вакансии работодатели упоминают о том, что успешный кандидат должен иметь опыт работы от 3 до 5 лет в крупной компании, желательно из отраслей рейтела, HoReCa или телекоммуникаций, иметь высшее образование в области HR или психологии, знать и применять на практике современные технологии работы с персоналом, направления, которые охватывает сфера HR (подбор, оценка, адаптация, обучение, развитие и мотивация персонала, корпоративная культура и др.), обладать системным и аналитическим мышлением, ярко выраженными лидерскими качествами и высокими коммуникативными навыками, умением разрешать конфликтные ситуации, способностью работать с большим объемом информации в режиме многозадачности, знать ТК РФ, быть продвинутым пользователем не только Excel, но и автоматизированных систем типа Talantix или E-Staff, понимать и слышать людей. «И самое главное, что требуют сегодня топ-менеджеры от директоров по работе с персоналом, — понимание того, как HR-функция влияет на бизнес-результат», — резюмирует список требований Ирина Жильникова.

Сила бренда
Найти HRD не то чтобы сложно, но определенные проблемы есть. Как отмечает Эльвира Байбикова, как правило, рекрутеры ищут HRD по рекомендациям и по программам крупномасштабных HR-мероприятий, где они выступают в качестве спикеров.

Вообще, как замечает Петр Липов, в этой отрасли значение личного бренда очень велико. Иного способа конкурировать и нет, считает он. «Личный бренд для менеджеров такого уровня очень важен, — соглашается Эльвира Байбикова. — Все HRD — публичные личности. Бренд HRD напрямую влияет на репутацию компании и позиционирование компании на рынке труда». Среди наиболее ярких имен среди HRD в ретейле эксперты называют Татьяну Юркевич («Лента»), Веру Бояркову («Леруа Мерлен»), Наталью Малееву («М.Видео»), Елену Цуканову («Азбука вкуса»), Анну Колесникову (Concept Group), Альбину Лабашову («Метро Кэш Энд Керри»), Татьяну Краснопёрову (X5 Retail Group), Елену Полозову (ГК «О’Кей») и других.

Сложность рекрутмента HRD состоит в том, что сами потенциальные кандидаты, как правило, не активны на рынке труда и не заинтересованы в смене работодателя. «Обычно HRD довольны зарплатой на текущем месте работы, и обещание большего дохода не мотивирует их на переход», — поясняет Эльвира Байбикова. Более того, кандидаты, если можно так сказать, привередливы: они обращают большое внимание на репутацию компании, на коллектив и долго присматриваются к новому работодателю. Все потому, поясняет Петр Липов, что всех кандидатов на такую должность в отрасли можно пересчитать по пальцам. Вот и приходится рекрутерам искать индивидуальный подход к каждому. «Важно заинтересовать кандидата новыми вызовами, задачами. HRD не всегда интересно контролировать уже отлаженные процессы, — рассказывает Эльвира Байбикова. — С большей вероятностью он согласится на переход, если компания только выходит на рынок и предлагает ему выстроить работу с персоналом с нуля или если его интересуют цифровые технологии и работодатель просит его реализовать амбициозный проект на стыке digital и HR».

Желание работодателей привлечь в компанию именно звезд ужесточает конкуренцию на рынке труда. И даже если эксперты затрудняются оценить ее в цифрах, показатель конкуренции в целом среди HRD довольно высокий. «Если вывести за скобки отраслевую принадлежность, уровень конкуренции можно определить по hh.индексу — количеству активных резюме к открытым вакансиям, — поясняет Ирина Жильникова. — Так, в августе текущего года на hh.ru на одно предложение о работе для директора по работе с персоналом приходилось около 10 резюме, что в 2 раза превышает норму на рынке труда. Но такое положение дел характерно для профобласти топ-менеджмента в целом — конкуренция за руководящие позиции очень высока»