О том, что владельцы сети Sela ищут покупателя на свой актив, MarketMedia рассказали четыре участника рынка. По их данным, процесс поиска длится уже несколько месяцев. 
 
«Знаю, что в переговорах участвуют разные потенциальные покупатели. Но сделки пока нет. Само решение о продаже — печальный факт. Собственник, видимо, устал тянуть лямку и не видит перспектив», — рассказал один из источников MarketMedia, близких к компании.

По данным другого собеседника MarketMedia, собственники сначала хотели полностью продать компанию, потом передумали и решили найти инвестора, предложив ему долю в бизнесе. «Но им сложно будет найти кого-то. Ситуация на рынке fashion в целом тяжелая, с 2015 года идет стагнация. Сегодня отрасль совсем не инвестиционно привлекательная», — говорит он.



Головная компания сети Sela — ООО «Села ритейл» — оформлена на кипрский офшор «Села холдингс лимитед». Однако на рынке все знают, что бизнес ретейлера контролирует семья Остроброд. 

Основной владелец сети Борис Остроброд от комментариев по поводу планов продажи Sela отказался. Но один из топ-менеджеров в компании подтвердил факт поиска инвесторов, отметив, что пока идут только переговоры.

Бывший партнер Бориса Остроброда по бизнесу и родственник по жизни Аркадий Пекаревский также не стал обсуждать перспективы продажи  Sela, но отметил, что многие сети одежды сейчас в кризисе. «Бизнес очень подкосило укрепление доллара: курсовая разница съедает и без того небольшую маржу (на уровне 10-12%), а жесткая конкуренция в отрасли не позволяет повышать цены. Многие закрывают магазины, многие останавливают развитие», — описывает он текущую рыночную ситуацию. А в бизнесе Sela, по его мнению, в последние годы были и ошибочные решения. «Одно из них — закрытие флагманского магазина в Петербурге на Невском пр., 77, а также расставание с рядом партнеров. Это уже не исправишь», — говорит он.

Осенью прошлого года сеть Sela насчитывала около 300 фирменных магазинов в 200 городах России.
По данным СПАРК, у ООО «Села ритейл» есть договор залога со Сбербанком, срок исполнения обязательств по которому должен был истечь 28 сентября 2018 года. Однако, по всей видимости, компании удалось его продлить. Во всяком случае в документах СПАРК этот договор до сих пор имеет статус действующего. Залогом по нему является товар сети. Но сумма залога не указана.



Выручка ООО «Села ритейл» за 2017 год составила 5,8 млрд рублей, убыток от продаж — 345,9 млн рублей. Чистая прибыль — 15,5 млн рублей против 49,5 млн рублей в 2016 году. Долгосрочные обязательства компании по итогам 2017 года составили 530 млн рублей, увеличившись с 2016 года на 76,68%. Отчет за 2018 год еще не опубликован.

Стоимость операционного бизнеса сети Sela в нынешнем состоянии управляющий партнер инвестиционной компании Peregrine Capital Николай Габышев оценил в 50% годового оборота без учета долга. Если ориентироваться на данные 2017 года по выручке, то это около 3 млрд рублей. «Рынок одежного ретейла сложный. Найти инвестора будет крайне проблематично», — согласен Николай Габышев.

Рыночный штиль и другие трудности
Российский рынок одежной розницы с 2015 года стагнирует. По результатам 2018 года он по обороту остался на уровне 2017 года и составил 2,36 трлн рублей, подсчитали в Fashion Consulting Group. «Спрос на одежду сократился, а чувствительность к ценам возросла — сегодня более 30% россиян вообще не рассматривают вариант покупки одежды без заявленной скидки», — отмечала ранее Анна Лебсак-Клейманс, генеральный директор Fashion Consulting Group.

«Одна из проблем отрасли — волатильность рубля. Магазины одежды стали существенно зависеть от резких колебаний курса — им стало сложнее прогнозировать оборот. Кроме того, потребители сокращают расходы. Из-за этого ретейлерам приходится перестраиваться, в частности, корректировать маркетинговую политику и политику продаж, тщательнее подходить к выбору локаций для новых магазинов. Сегодня операторы рассматривают площадки исключительно на основных торговых коридорах», — отмечает руководитель отдела торговой недвижимости Knight Frank St Petersburg Анна Лапченко.



Эксперты называют и другие проблемы, которые могли стать причинами, побудившими собственников Sela задуматься о продаже сети. «Сначала у Sela были яркие и модные магазины. Но из бизнеса ушел наиболее креативный партнер. И какое-то время сеть развивалась по накатанной схеме. А потом конкуренция на рынке ужесточилась, приходили новые игроки, как российские, так и международные, а Sela ничем в сознании людей не закрепилась. Ей надо было создавать какой-то новый, уникальный продукт, чего она не делала. Более того, компания закрыла много магазинов в торговых комплексах, а в нашем бизнесе надо присутствовать в каждом крупном хорошем ТРК, иначе тебя потребители быстро забудут», — рассуждает о проблемах Sela один из топ-менеджеров одежной сети.

Один из девелоперов, у которого Sela арендует помещения, сообщил MarketMedia, что компания в последние годы формат магазинов не меняла и о планах по развитию торговых точек, в том числе в других ТРК данного девелопера, не заявляла.  

По мнению генерального директора ИА InfoLine Ивана Федякова, Sela в свое время смогла за счет активного развития франчайзинговых магазинов захватить значительную долю рынка, но потом стала терять свои позиции. «Возможно, ретейлеру надо было развиваться более разнопланово, не только за счет франчайзинга», — предполагает эксперт.

Возможно, причина потери позиций кроется и в том, что сеть не перешла полностью в сегмент fast fashion, в которой работают лидеры рынка, выпуская каждые месяц-два новые коллекции, а продолжала работать по классической схеме и делать несколько коллекций в год. У Sela только несколько линеек в сегменте fast fashion.

Российский дизайнер одежды Елена Бадмаева считает, что бренд немного потерял актуальность и драйв, и не конкурентноспособен в своем сегменте, тем более, что весь сегмент переживает не лучшие времена. "Снижение качества чревато для всех и ведёт к невыразительности, а далее к кризису", - говорит Елена Бадмаева.

Как росла скала 
Sela была первой одежной розничной компанией в России, которая начала строить федеральную сеть. Создавали ее в 1991 году двоюродные братья Борис Остроброд и Аркадий Пекаревский.

«Мы быстро зарегистрировали совместное предприятие Sela (на иврите означает «скала»). Зачем мы это сделали — и сами не знали. Решили играть с листа: ввязывались в разные проекты и смотрели, что получится. Занимались косметикой, спиртом Royal, продуктами питания…» — вспоминает Аркадий Пекаревский.



Пару лет спустя прямо на улице в Финляндии Борис Остроброд познакомился с человеком, который работал в советской экспортной компании. Через него у Sela появился первый контакт в Гонконге: Борис договорился о поставке трех контейнеров с одеждой из Китая. Но первый блин оказался комом.

«Мы с товарищем полетели во Владивосток, чтобы как-то их растаможить и привезти в Питер, хотя ничего подобного не умели. С приключениями притащили контейнеры домой, открыли… а там на 80% брак — дырки и машинное масло. Китайцы, видимо, решили, что для России и так сойдет. Основную часть товара пришлось выкинуть. Остальное полгода распродавали», — вспоминает Аркадий Пекаревский.

Но братья не сдались. Борис Остроброд в интервью «Ведомостям» вспоминал, что поначалу компания сосредоточилась на торговле китайскими пуховиками. «На выставке одежды я познакомился с китайцем и купил у него четыре контейнера пуховиков. Товар пришел под конец сезона — в середине января. Но нам повезло: стояли морозы, так что пуховики продали из окна офиса. Вдруг звонок с железнодорожной станции: пришли еще 10 контейнеров. Через неделю история повторилась. Звоню поставщику. Оказалось, кроме меня на выставке пуховики заказали и другие люди, но только я оплатил свою партию. Так он решил весь заказ отправить мне», — говорит Борис Остроброд.

Потом братья расширили ассортимент поставляемой в Россию одежды. Они брали товар на китайских производствах, без посредников. Это позволило держать низкие цены. Бизнесмены сделали маленькую маржу при большом обороте. А в 1998 году, когда в России грянул кризис и с треском обвалился рубль, оставили цену на низком уровне, а качество подняли. Это сработало.

Sela начала активно открывать собственные магазины и развивать бренд по франшизе. Братья не жадничали: не брали никаких роялти и паушальных взносов. В итоге спрос на франшизу оказался очень высоким: был период, когда Sela открывала по 80-100 магазинов в год. На пике развития, в середине нулевых, сеть насчитывала 600 розничных магазинов. Причем 85% из них были открыты по франшизе. Со временем Sela стала сама производить одежду. Дизайнерское бюро компании находится в Израиле. 

Борис Остроброд, президент Корпорации SELA
Борис Остроброд, президент Корпорации SELAsela.ru


Борис Остроброд, который в основном жил в Израиле, отвечал в компании за производство, дизайн и в целом руководил всем процессом. А Аркадий Пекаревский занимался брендингом и развитием сети. Остроброду принадлежало 55% компании, Пекаревскому — 45%. 

«Симбиоз у нас был потрясающий! Мы отличались по своему темпераменту в бизнесе: брат всегда стоит на земле двумя ногами, прагматичный, конкретный, а я часто парил в облаках, везде старался зацепиться, даже если мы еще и не были готовы к каким-то новым этапам», — вспоминает Аркадий Пекаревский.

Так за 20 лет упорного труда братья создали компанию стоимостью $200 млн. Но в 2010 году Аркадий Пекаревский неожиданно для многих покинул Sela, продав свою долю брату (ходили слухи, что она обошлась Борису Остроброду в $90 млн). Но сами братья до сих пор эту тему не комментируют, ограничившись словами, что «это была образцовая сделка».

Братья остались братьями
«Sela для нас с братом была как любимый ребенок, а 20 лет общего бизнеса — как семья. Почему я решил покинуть Sela? А почему распадаются семьи? Одной причины нет. Их, как правило, много, и они со временем накапливаются. В бизнесе точно так же», — рассказывал Аркадий Пекаревский.

Аркадий Пекаревский, совладелец кондитерской фабрики «Ацтек» (марка Grondard)
Аркадий Пекаревский, совладелец кондитерской фабрики «Ацтек» (марка Grondard)Фото предоставлено пресс-службой


По его словам, в один момент сошлись в точку миллион разных условий. «Я хотел привлечь сторонних инвесторов — продать часть компании. А брат считал, что Sela должна остаться исключительно семейной. Кроме того, на момент нашего расставания компания уже 5 лет практически не развивалась в России, количество магазинов росло очень медленно. Была другая задача — поддерживать достигнутый уровень, качественно менять бизнес-процессы. А это такой этап, когда впереди бесконечность и очень тяжелый монотонный труд с привлечением новых технологий. В этот момент собственники должны абсолютно одинаково смотреть на бизнес. Иначе не справятся. А мы с братом смотрели по-разному», - говорит Аркадий Пекаревский.

«У нас были разногласия в работе. Но мы всегда находили компромисс. Наш бизнес был построен так, что сферы нашей работы были разграничены — мы друг другу не мешали. А разошлись, поскольку Аркадий решил сменить сферу деятельности. Он человек общительный, увлекающийся. У него появились новые проекты, которые в какой-то момент показались ему интереснее», — так описал расставание Борис Остроброд.



Сейчас бизнес Sela развивают отец и сын Остроброды. А Аркадий Пекаревский занимается производством кондитерских изделий, девелопментом и другими проектами.

Но братья и после расставания в бизнесе остались в жизни близкими людьми. «Включилось чувство благодарности за совместно пройденный путь. А когда перестали спорить о развитии и видении бизнеса, большинство острых тем ушло — и поводов для ссор не стало», — заключил Аркадий Пекаревский.


Корпорация SELA – крупная сеть, специализирующаяся на продаже одежды «для всей семьи». В магазинах есть женские, мужские и детские отделы. На данный момент существует более 300 магазинов, как собственных,так и франчайзинговых, в 200 городах в России, Беларуси (8 магазинов), Казахстане (13), Кыргызстане (19) и Молдове (2) + представительства в Израиле и Китае.

Цены на одежду SELA сопоставимы с ценами на продукцию H&M, Reserved, Bershka, а также российских Zolla, O'stin и др. С момента кризиса 2014 года лидерами по темпам роста на российском рынке стали международные сети, которые имеют значительный запас прочности и их продажи происходят не только на территории «пошатнувшегося» рубля. 

Среди российских компаний SELA продолжает занимать лидирующие позиции. Несмотря на общее сложное положение на российском рынке, экономическую стагнацию и падение спроса  компания не останавливается в своем развитии, расширяя свою коллекцию и меняя площадь стандартного магазина с 250 м2 на 400 м2. Кроме того, SELA активно оптимизирует ключевые бизнес-процессы с помощью технологических решений, в частности компания внедрила новую CRM-систему Manzana и передовую систему ассортиментного управления Nextail.





Над материалом работали Амера Карлос и Наталья Ковтун.