Топ-менеджеры продуктовых и непродовольственных сетей уверены, что к концу этой недели правительство РФ продлит карантин (официально это называется в России дополнительными выходными), что повлечет за собой третью волну панических закупок. А вслед за этим — рост цен на 30-50% на муку и крупу, так как запасы поставщиков уже исчерпаны, бьют тревогу ретейлеры.

Дефицит — это всегда желание заработать
Первая волна ажиотажных покупок в продуктовом ретейле была зафиксирована 17 марта. Вторая у многих отмечалась на прошлой неделе, 26-27 марта, после обращения президента России Владимира Путина к населению о введении недели выходных.

«Мы думаем, что таких пиковых продаж еще будет несколько, так как карантин продлят. Мы сейчас готовимся к третьей волне и ожидаем ее в эти выходные», — говорит коммерческий директор «Мария-Ра» Денис Дьяков (1,2 тыс. магазинов). Топ-менеджер отметил, что предыдущие панические скачки усугубились еще и ростом цен, который связан с валютной составляющей и дефицитом некоторых товарных групп. Плюс закрытие границ с Казахстаном и Киргизией повлияло на закупки товара, так как поставки из этих стран ограничены.

По словам Дениса Дьякова, в магазинах «Мария-Ра» уровень доступности товаров на полках снизился в абсолютных значениях на 5-10%. Теоретически это не так страшно, так как есть товары-заменители. «Но самое страшное в том, что на сегодня все ресурсы — наши и наших поставщиков — исчерпаны. Запасы производителей сырья исчерпаны. Если будет третий и четвертый скачки, аналогичные первым двум, то я боюсь, что последствия будут намного серьезнее и уровень сервиса мы уже тот не получим. И по таким товарным группам, как мука, крупа, рост цен в закупке будет на уровне 30-50%. Мы не видим никакой активной позиции со стороны Госрезерва, хотя это могло очень сильно помочь выплеснуть на рынок тот объем, чтобы убить спекулятивный спрос и успокоить людей. Пока на сегодня мы видим большое число запросов от контролирующих органов с желанием получить ответы, почему цены растут. И мы очень много сил и времени тратим на обоснование», — подчеркнул топ-менеджер.

Наш базовый ассортимент — это на 75% фреш. И мы сейчас с большим интересом наблюдаем, что будет происходить с этой категорией, сохранится она или нет. 



В Metro Сash&Сarry рассказали, что объем закупок немного снизился, так как в нынешней ситуации его сложно сохранить на прежнем уровне. «Однако если мы говорим про показатель доступности товара на полках, то он остается на высоком уровне. Мы на 2% снизили общее наличие товарной матрицы. Что касается товаров, на которые сейчас повышенный спрос, то в них падение показателя доступности более существенное. Магазины перестроили часы работы, для того чтобы пополнять полки, потому что, например, в категории консервы приходится пополнять полки несколько раз в день. Нам пришлось арендовать дополнительно буферный склад, чтобы оперативно пополнять товар, скорректировали графики поставок. Сейчас колоссальная работа идет по адаптации цепочки поставок в изменившихся реалиях и обеспечению более быстрого попадания товара на полки. Ситуация осложняется, курс доллара стал выше, поставщики уже на это реагируют», — говорит глава отдела мерчандайзинга, аналитики и оптимизации товарного запаса Metro Сash&Сarry Евгений Перегуд.

Во «ВкусВилле» 25% постоянных покупателей уже закупились впрок. Половина покупателей сети заявили, что в текущей ситуации это делать не планируют. Опрос был 5 дней назад, но ситуация и поведение покупателей меняются каждый день, отмечают в сети. «Наш базовый ассортимент — это на 75% фреш. И мы сейчас с большим интересом наблюдаем, что будет происходить с этой категорией, сохранится она или нет. После объявления об усилении карантина пошел резкий приток покупателей. И есть подозрение, что карантин будет продлен», — говорит управляющий по качеству и закупкам «ВкусВилл» Евгений Римский, отмечая, что у них число онлайн-заказов выросло в 5 раз.

Что касается трендов, то директор по развитию сети «Хороший выбор» Сергей Леонов (770 магазинов в России) отмечает, что уже началось уменьшение промоактивности в ретейле, это видно по снижению количества и глубины скидок. Что касается уровня сервиса поставщиков (service level), то поставки остаются на хорошем уровне. «С 16 по 22 марта поставки были на уровне 82%, на прошлой неделе этот показатель был 90%. Но производители и поставщики уже засыпают нас письмами о повышении цен, и мы, как и другие сети, стараемся их сдерживать», — говорит Сергей Леонов.

Вся эта история на пару месяцев точно
Для большинства магазинов «Леонардо» прошлая пятница была последним рабочим днем. «Был дурдом, люди закупались, мы отмечали бешеный рост продаж, более 50%. Дальше наступили выходные. И это была странная история: разные региональные власти издают разные приказы, то работаем, то не работаем, то частично открываемся, то закрываемся. Местные органы власти реально не понимают, что от них хочет центр. Разъяснений нет. На сегодняшний день почти все магазины закрыты. И мы фиксируем огромный рост звонков в call-центр, численность которого увеличили почти в 4 раза», — рассказал директор сети магазинов «Леонардо» Борис Кац.

В Америке рекорды по безработице. У нас эта новость прошла по касательной. И по опыту прошлых кризисов уже знаем, что если плохо в Америке, то потом прилетит и к нам, причем так, что мало не покажется.



«Леонардо» фиксирует рост онлайн-заказов, которые ретейлер старается отгружать из закрытых магазинов, но из тех, где смог договориться с торговыми центрами, а продавцов по возможности перевел в курьеры.

«Что нам говорят ТРК: закрывайтесь полностью либо платите полную аренду, потому что если магазин работает как пункт выдачи, то у ТРК возникают расходы на эксплуатацию (лифтер, электричество и т.д.). Есть некий тупик. Мне кажется, что ТРК пока не осознали, что им нужно сохранять арендаторов хоть насколько-то работоспособными, так как это позволит им принципиально быстрее запустить торговый объект, когда все это закончится. Запуск торговых объектов после кризиса (по опыту Китая) — это отдельная проблема, о которой пока никто не думает, но она впереди», — говорит Борис Кац.

А что дальше?
«Подозреваю, что вся история не на неделю-две-три и даже не на четыре. Я думаю, нас ожидают 2 месяца, когда реально работает только онлайн-торговля. Нас ожидает впереди история с неплатежами всех всем. И это будет очень бить по экономике. В Америке рекорды по безработице. У нас эта новость прошла по касательной. И по опыту прошлых кризисов уже знаем, что если плохо в Америке, то потом прилетит и к нам, причем так, что мало не покажется», — говорит Борис Кац.

С ним соглашается Сергей Леонов, отмечая, что сегодня очень сложно прогнозировать на 2-6 месяцев вперед. Но потребление точно уже будет другим, также страну ждет рост цен и безработица, причем никто пока даже не понимает, какой процент безработных получит страна.

Пока же «Леонардо» начал на своем производстве шить маски из марли и делать готовые наборы «Сделай сам маску». Кроме того, компания направила в Минпромторг предложение о том, что может перенастроить свое производство под розлив антисептиков (для этого требовалось заполнить определенные документы на сайте министерства), но пока тишина. Видимо, в Минпромторге не заинтересовались небольшим объемом, предполагают в «Леонардо».

Но в кризис есть и возможности, отмечают ретейлеры. «От продажи fashion мы уходим в мультикатегорийную сферу. Если раньше мы об этом думали медленно, то теперь работаем в этом направлении очень быстро. Власти задумались об онлайн-продаже алкоголя, лекарства уже начали доставляться. Что будет дальше, будем смотреть по ценам на нефть и доллар. Но это потом, а пока мы решаем тактические сиюминутные задачи», — резюмирует генеральный директор интернет-магазина KupiVip Олег Минаев.

*По итогам онлайн-встречи ретейлеров «Стресс-тест на коронавирус для бизнеса: Продажи в кризис. Ответ стремительным изменениям в спросе», организованной компанией BBCG.