Правительства многих стран ищут новые способы регулирования потребительского рынка, которые повысят эффективность самого бизнеса и снизят его негативное влияние на окружающий мир и здоровье людей. При этом используют не только ограничительные и запретительные меры, но и другие инструменты: лицензирование, профилактику, налогообложение, преференции. Их грамотное сочетание создает стимулы для совершенствования технологий и повышения качества товаров и услуг. Как сделать регулирование умным? Этот вопрос обсудили эксперты потребительского рынка на специальной конференции в рамках ПМЭФ-2019.

Тема регулирования потребительского рынка — очень сложная, потому что крайне нелегко найти баланс между безопасным потреблением и ростом экономики. Но к этому балансу надо стремиться. И наше государство постепенно переходит от административного регулирования к более рациональному — технологическому: через одно окно, на одной платформе, без дублирования бумаг и хождения по кабинетам. Важно, как воспринимает этот вопрос аудитория. И тут я тоже вижу позитивные изменения. Например, в окружении моей дочери уже немало людей, которые стремятся так выстроить свою жизнь, чтобы не генерировать отходы. Это не делает их жизнь проще. Но такая забота о природе — это их осознанный выбор. Изменения в головах нового поколения происходят медленно. Но они происходят. И это то, на что мы можем влиять.

Как отличить умное регулирование от неумного? На самом деле для этого есть базовые инструменты. Посмотрите, снижается ли в результате регулирования административное бремя, упрощается ли существующее законодательство, принимают ли эксперты участие в изменении регулирования, происходит ли оценка воздействия изменений на экономику до того, как они приняты. В России все это есть. Мы декларируем бережное отношение к бизнесу и снижение рисков. Но не все перечисленные инструменты одинаково эффективны. Мы на пути к совершенству. Хотя до него еще далеко. Когда умное регулирование войдет в нашу жизнь не только на уровне законов, но и на уровне традиций, наша цель будет достигнута.

McDonald’s работает по принципу умного регулирования с 1994 года. Мы сегодня можем отследить всю производственную цепочку от фермы до прилавка буквально по минутам, что положительно влияет на эффективность и безопасность бизнеса. Но, поскольку мы работаем в разных странах, видим, что умное регулирование развивается только там, где его поддерживают местные власти. Например, в России, чтобы соответствовать местным нормативам, мы должны ставить на одной кухне три вытяжки: над зоной мытья посуды, плитой и тостером. А также не имеем права хранить в одном холодильнике немытые овощи вместе с другими продуктами. Поэтому нам приходится ставить на кухне второй холодильник — для помидоров и салата. Только из-за этих двух моментов, связанных с местным регулированием, мы тратим на развитие в России на 6 млн рублей больше, чем в других странах. Более того, в разных российских регионах один и тот же закон тоже порой имеет разное толкование. Например, в некоторых регионах от нас требуют предъявить лицензию от производителя на машину, которая разливает напитки в зале. Мы не можем ее предоставить. Поэтому в одних регионах напитки разливает машина, а в других мы продаем их только в бутылках. И экономика бизнеса меняется. Мы надеемся, что со временем требования регуляторов в России станут проще. Мы сможем снизить расходы и больше инвестировать в расширение. Здесь мы видим большой потенциал.



Сессия «Умное регулирование потребительского рынка»
Сессия «Умное регулирование потребительского рынка»Григоров Гавриил/ТАСС
Сессия «Умное регулирование потребительского рынка»
Сессия «Умное регулирование потребительского рынка»Григоров Гавриил/ТАСС
Сессия «Умное регулирование потребительского рынка»
Сессия «Умное регулирование потребительского рынка»Григоров Гавриил/ТАСС
Сессия «Умное регулирование потребительского рынка»
Сессия «Умное регулирование потребительского рынка»Григоров Гавриил/ТАСС
Сессия «Умное регулирование потребительского рынка»
Сессия «Умное регулирование потребительского рынка»Григоров Гавриил/ТАСС
Сессия «Умное регулирование потребительского рынка»
Сессия «Умное регулирование потребительского рынка»Григоров Гавриил/ТАСС
Сессия «Умное регулирование потребительского рынка»
Сессия «Умное регулирование потребительского рынка»Григоров Гавриил/ТАСС
Сессия «Умное регулирование потребительского рынка»
Сессия «Умное регулирование потребительского рынка»Григоров Гавриил/ТАСС
Сессия «Умное регулирование потребительского рынка»
Сессия «Умное регулирование потребительского рынка»Григоров Гавриил/ТАСС
Сессия «Умное регулирование потребительского рынка»
Сессия «Умное регулирование потребительского рынка»Григоров Гавриил/ТАСС


Цель у нас общая — честный потребительский рынок. Чтобы этой цели достичь, нужны, во-первых, прозрачное правовое регулирование и добросовестный бизнес, во-вторых, просвещенный и умный потребитель. Как в регулировании участвует Роскачество? Во-первых, через кошелек потребителя. Мы влияем на спрос, объясняя, какие товары качественные, а какие — нет. Многие из них разбираем буквально на молекулы и, если анализ выявляет проблемы, рассказываем о них людям. Информацию размещаем в открытом доступе на нашем сайте. И видим, что доверие к ней растет. Потребитель меняется. Кроме того, мы формулируем идеи для изменения законодательства. Уже инициировали десятки изменений, которые помогают бороться с нелегальным оборотом продукции. Например, недавно проверяли качество колесных дисков в разных сетях. Выявили продукцию с заниженной долей металла. Но мы не только предупредили об этом потребителей, но и разобрались, почему проблема возникла — каких экспертиз не хватило. Нормативы изменились. А покупатели массово отказались покупать плохой товар. А сейчас на повестке новый тренд — продвижение органической «зеленой» продукции. Это пример умного регулирования уже со стороны самого рынка.

Мы инвестировали 10 млрд рублей в новые мощности в России. Хотим увеличить их в 2 раза при условии четкого регулирования и возможности использовать новые технологии. Мы плотно работаем с Минздравом. И прикладываем большие усилия, чтобы превратить наш товар (сигареты) в менее вредную для здоровья людей продукцию. Например, запустили в производство сигареты медленного горения. Но для новых товаров нужны новые стандарты. И новые принципы тестирования такой продукции и оценки ее влияния на здоровье людей.

Курение (и связанные с ним болезни и смертность) наносит экономике России ущерб в размере 3,8% ВВП. Последние 3 года численность курильщиков практически не меняется. Но ущерб их здоровью так велик, что использование любых технологий для его снижения — это благо. Мы смоделировали разные сценарии снижения этого ущерба и выяснили, что их реализация может принести бюджету выгоду от 20 тыс. до 150 тыс. рублей в расчете на каждого курящего человека. И это только расчет выгоды от улучшения здоровья. Но есть проблема — мы не знаем, насколько альтернативы табаку снизят риск для здоровья людей и не привлекут ли они внимание новых потребителей. Тем не менее 24 страны в мире уже используют эти продукты. Их опыт показывает, что на те же девайсы (электронные сигареты) переходит 95% курильщиков, а из тех, кто не курил, начинают ими пользоваться только 0,4%. Запрет этой продукции, ее рекламы и другие жесткие меры — это неумное регулирование. А умное — то, что заставляет человека делать осознанный свободный выбор. Любые попытки передавить законодательством вызывают только отторжение. Такова психология людей.

Я соглашусь с Ларисой Попович. Я участвовал в разработке закона о запрете табака. Когда мы его принимали, еще не было новых технологий, не было альтернатив. Сейчас они появились. Поэтому и нам надо перестраиваться. Во-первых, внедрять дифференцированный подход проблеме, понимая, что есть разные виды продукции. Во-вторых, пересмотреть правовую базу — тот же закон о рекламе. Люди должны знать о существующих альтернативах табаку. И нужно подключить научное сообщество. Нам нужны доказательства того, что табак вреден, а альтернативные продукты — нет.

К закону, который регулирует пивоваренную отрасль в России, в последние годы принято 300 поправок и 35 подзаконных актов. За 20 лет акциз на пиво вырос на 18%, а сам рынок сократился на 40%. Люди стали больше пить крепкий алкоголь. В результате мы сократили тысячи сотрудников, а государство потеряло приличный доход от нашей отрасли. Никто от избыточного регулирования не выиграл. Поэтому, планируя изменения, надо четко понимать те риски, которые они несут. Лишь умное регулирование может помочь экономике, а огульное только плодит серый импорт.





В этом году мы отмечаем юбилей закона о торговле — ему исполняется 10 лет. В последние годы его постоянно поправляют. В результате 80% игроков рынка (как продавцы, так и поставщики) сегодня не вполне удовлетворены законом в нынешней редакции. Торговая отрасль бурно развивается. И если 10 лет назад сильное ее регулирование было целесообразно, то сейчас мы научились договариваться друг с другом. И все участники цепочки поставок товаров понимают, что гораздо эффективнее не регулирование, а саморегулирование отрасли. Оно позволяет эффективнее решать все вопросы без дополнительных законодательных ограничений. Приведу лишь один кейс об отмене возвратов хлебобулочных изделий торговыми сетями. Тема возникла в 2016 году. В результате продажи этого товара в сетях снизились на 14%, а потери по всей цепочке поставок выросли на 5%. Мы имеем жесткую картину — сети должны только утилизировать товар с истекшим сроком годности. Тем самым мы увеличиваем нагрузку на экологию, нагрузку на потребительскую корзину и не развиваем переработку. У сетей нет возможности превратить свои расходы в доходы. Таков результат. Вывод — надо аккуратнее принимать новые решения, обсуждать реформы с участниками рынка и оптимизировать процессы с учетом нагрузки на окружающую среду. Все участники рынка, по моему мнению, готовы к дискуссии и выработке предложений, которые снимут избыточные ограничения в отношениях производителей и продавцов.





Производство — главный бенифициар процедур регулирования. И эти процедуры таят в себе много рисков для нашего бизнеса. Поэтому, планируя какие-то изменения, стоит обратиться и к нам. Нашему предприятию, например, 27 лет. У нас большой опыт по внедрению разных систем качества. И нам очень бы хотелось, чтобы государство нам больше доверяло и советовалось. Изучая зарубежный опыт, мы видим, что есть практика консультативных советов для решения вопросов регулирования отрасли. К ней стоит присмотреться. Когда бизнес и власть будут вместе обсуждать принципы и методы умного регулирования, мы снизим риски от дальнейшего внедрения изменений. Хороший пример — система маркировки «Меркурий», которая недавно заработала. Она обеспечила прозрачность движения мясной продукции в том числе в сетях. С рынка исчезли серые производители. Нам стало легче работать с Федеральной налоговой службой. Так что мой призыв — больше доверяйте бизнесу!





Доверие — это хорошо. Но у нас знаете как: доверяй, но проверяй. На этом весь потребрынок держится. Я о другом хочу сказать. В российском ретейле, по официальным данным, сегодня занято 11,5 млн человек. И еще 12-15 млн работают без оформления. Российская торговля — самая бессмысленная и беспощадная в мире. Отечественный ретейл работает 84 часа в неделю. Для сравнения: в Германии этот показатель — 58 часов, хотя там доходы населения в 4 раза выше, чем у нас. При этом в России основная часть населения тратит на покупки 10-12 часов в год! Спрашивается, для кого так беззаветно работает российский ретейл? Что мы вообще со страной сделали? У нас потребительское поведение стало целью жизни. Но это неправильно! Почему не сделать воскресенье общероссийским выходным, в том числе для торговых сетей? Это вернет в семьи десятки миллионов человек. Наконец-то начнет развиваться внутренний туризм, повысится рождаемость. Я считал по своим торговым сетям: сейчас мои магазины работают 4400 часов в год. А должны — 3600. И это не нанесет серьезного ущерба бизнесу. Но закрыть в выходные даже свои магазины я не могу, потому что у меня подписаны договоры с торговыми центрами и я обязан работать в том графике, который ими утвержден — с 10:00 до 22:00. Профсоюзам и власти до этой проблемы нет дела. Но это очень больная тема, которая тоже требует государственного регулирования.