Несколько лет назад международные консалтинговые агентства озадачились исследованиями на тему того, какие инновации необходимы розничной торговле уже сейчас. По их мнению, офлановый ретейл нового формата должен был обязательно использовать интерактивные витрины, виртуальные примерочные, 4D-реальность в магазине и чек-аут на смартфоне.

В онлайне доставка должна была осуществляться дронами, а Instagram к 2020 году стать самым крупным маркетплейсом в России.


Консультанты, исходя из этих прогнозов, активно рекомендовали ретейлу вкладываться в развитие данных технологий. Рынок сам расставил всё на свои места, и победила эффективность.

Сейчас только очень крупный ретейл может себе позволить тестировать новые технологии. В то время как его конкуренты продолжают работать, как умеют и, возможно, будут более успешны с точки зрения бизнеса на коротком отрезке времени.

Говорить об инвестициях в e-commerce и о том, когда они окупятся, всегда очень сложно. Этот канал торговли только начал развиваться. В ретейле не существует единственно верной модели работы. А когда появляется новая и демонстрирует свою эффективность, ее тут же копируют конкуренты: встают рядом и начинают агрессивно «делить с вами рынок». И это даже несмотря на то, что новая модель, скорее всего, имеет срок годности. Главное — получить клиента.

К слову говоря, именно поэтому участники онлайн-рынка постоянно меняют условия работы. Они тестируют новые подходы, категории, создают новые сервисы как для клиентов, так и для своих партнеров. E-commerce сегодня вообще очень живой организм, определенно за этим каналом большое будущее. Этот канал тянет за собой настоящие новые цифровые технологии, которые «заставляют» подтягиваться всех остальных, включая государство.

Российский онлайн-рынок находится в точке, откуда можно пойти по своему пути: достаточно посмотреть, как электронная коммерция развивается на Западе, в Китае или в США. Мы можем увидеть, какие ошибки совершали e-com гиганты: начиная от бизнес-идей, заканчивая GR-решениями. У нас есть возможность подумать, что можно взять за лучшую практику, а где измениться самим.

Но уже сейчас можно с уверенностью сказать, что интернет-торговля — не мыльный пузырь. Под капотом у этой «машины» сложная IT-инфраструктура, состоящая из систем управления контентом, товарами, заказами, клиентами, складами и т.д. Это все требует постоянного сопровождения, обновления и новых вложений. Далее, вокруг каждой e-com компании образуются сотни или тысячи сервисов, которые поддерживают ее деятельность.

Самыми внушительными являются инвестиции в логистику, строительство распределительных центров и «последнюю милю».


По сути, e-commerce — это уже полноценная отрасль, в которой работают миллионы людей, и, которая создаёт партнерские возможности для работы бизнеса по всей стране (например, открытие пунктов выдачи заказов по франшизе, поставка товаров на маркетплейсы и т.п.).

Можно много рассуждать на конференциях и в соцсетях о том, оправдается все это или нет, но есть один неоспоримый факт: чистая прибыль Amazon по итогам 2020 г. составила $21,2 млрд (это та компания, которая десятилетия была убыточной). Чистая прибыль eBay по итогам 2020 составила $5,667 млрд. Чистая прибыль Alibaba по итогам 2019-2020 финансового года, завершившегося 31 марта — $19,821 млрд, чистая прибыль маркетплейса Etsy (специализируется на продаже хендмейд-товаров) — $201 млн за 9 месяцев 2020 года.

Лия Левинбук о том почему в Бразилии кредитные карточки используют в 30 раз чаще, чем дебетовые