Ежегодно в Сан-Паулу, финансовой столице Бразилии, проходит слет e-com-сообщества. 17 тыс. человек со всего мира приезжают обменяться лучшими практиками, рассказать о потенциале электронной коммерции своей страны, барьерах и возможных международных кооперациях. Кроме того, в рамках форума проходит выставка, где такие гиганты, как Google, Amazon, Facebook и другие, представляют свое видение будущего ретейла. На этот слет – он называется VTEX Day – была приглашена и наша ассоциация.

Сан-Паулу встретил нас холодной погодой, но теплым приемом. Но что меня удивило, так это то, что банковские карты в Бразилии принимают везде, вплоть до продавца булочек на улице. То есть самая обнищалая торговая точка достанет вам эквайринг-терминал для принятия карты. При этом дебетовую карту принимают не везде (мне попалось всего несколько мест), в основном предлагают расплатиться кредиткой. Если у вас нет кредитной карты вовсе, то деньги можно снять в ближайшем магазинчике через продавца. Механизм снятия прост – вставляешь карту в pos-терминал, вводишь сумму, необходимую к снятию, и продавец выдает вам наличные. На мой вопрос Бразильской торгово-промышленной палате, почему возникла такая странная для нас система, они ответили, что причина в высокой преступности: власти посчитали, что, убрав хождение наличности, они смогут значительно снизить в обществе уровень криминала. Карты использует 80% населения.

В Бразилии очень развитая банковская система и банковские сервисы. Население находится в глубокой рассрочке. То есть на всех товарах основной ценой является не общая стоимость товара, а сумма платежа, умноженная на несколько месяцев, например, телевизор стоит 8000 рублей x 10 месяцев. Более того, не требуется договор, одобрение банка, да вообще ничего не требуется, достаточно дать свою кредитную карту.
Безусловно, использование кредитных карт и разных способов кредитования позволяет стимулировать покупательную способность/активность, средний чек увеличивается, а национальный ретейл чувствует себя достаточно уверено. Я прошлась по торговым центрам Сан-Паулу, которых реально десятки только на одной улице и везде битком. При этом в основном все товары местного происхождения и дешевле импортных. Ни один бренд мне ничего не сказал о себе, я их просто не знала. Большинство товаров для внутреннего рынка производится в Бразилии – от товаров легкой промышленности до самолетостроения. Получается такая стимуляция всего и вся.

Если говорить про e-commerce, то на кредитные карты приходится 64% оплат, а на дебетовые – всего 2%! Еще 15% – на PrePay, 12% – на eWallet, и оставшиеся 7% – на все остальные типы платежей. Интернет-торговля довольно неплохо развивается. Walmart и Carrefour построили там свои маркетплейсы. Я поинтересовалась у коллег из этих компаний, как обстоят дела в Бразилии с дистанционной торговлей алкоголем, ювелирными изделиями и лекарственными препаратами. Как оказалось, в онлайне можно продавать и доставлять практически все, в отличие от России, где уже несколько лет эти вопросы только обсуждают, а решений нет. Что касается лекарств, то бразильцы сформировали список, что в Интернете продавать категорически нельзя, а все что не упомянуто в этом списке – можно.

С алкоголем еще интереснее. У каждого бразильца есть CPF, аналог нашего ИНН, без него в стране нельзя даже в бар зайти. CPF есть у всех, даже у обитателей фавел (трущобы в городах Бразилии. – Ред.). Так вот, указав в интернет-магазине свой CPF, можно подтвердить свой возраст и приобрести алкоголь онлайн.
Большая часть пользователей онлайн-магазинов в Бразилии предпочитают пункты самовывоза из-за высокой стоимости доставки. В итоге e-commerce там в основном работает на сбор заказов, а не на доставку.