Угадать будущее – самая неблагодарная задача. Можно ли угадать, то где мы сейчас, открутив на три года назад? Проворачиваешь календарь на три года назад, и смотришь, чем ты занимался и смотришь, где ты сейчас. Угадать эту ситуацию просто невозможно ни при каких обстоятельствах. Три года назад мы обсуждали простые, как кажется сейчас, задачки. А тогда они казались невыполнимыми. Три года назад мы только придумывали «Лавку». Нам казалось, что все просто – открыл магазинчик, выбрал товары, возишь. А потом оказалось, что этих магазинчиков у тебя сотни, в них совершенно другие операции, с тобой сотрудничают тысячи кладовщиков, заказы развозят десятки тысяч курьеров, нужно производить товары под СТМ, иначе тебе не хватит экономики. Все эти проблемы три года назад угадать было совершенно нельзя.

Если говорить о дальнейшем росте, хорошая часть новости для страны в том, что все разобрались, что в интернете есть жизнь. Плохая часть новость для нас, что все разобрались, что там есть жизнь. Конкуренция – классная вещь. Она заставляет бежать так быстро, насколько только можно. Ты смотришь не только на себя, но и на соседей по парте и они умудряются каждый день тебя удивлять.

Я подписан на новости про все запуски Wildberries и Ozon и каждый вечер я просто хочу вырвать себе клок волос – как можно с такой скоростью что-то делать!? 


Я же вроде много работаю, но не догоняю пока. Это стимулирует. К тому же мир ускоряется, и мы должны ускоряться за ним. Вещи, которые казались нормой за 5 лет стали нормой на два года. И во всем так. Поэтому угадывать будущее не возьмусь, точно промажу.

Сначала ты придумываешь какую-то магию. 10 лет назад мы придумали такси, оно стало приезжать не за 40 минут, а за 10. Сейчас я получаю отзывы «я ждал такси 7 минут! У вас что-то сломалось?». Я думаю, вчера все в этой комнате были готовы мне написать «Что с твоим такси? Оно едет 10 минут». 10 минут! А ведь когда-то за 40 не могло. Сейчас мы занимаемся доставкой по клику, посылка из «Яндекс.Маркета» приходит в ближайшую «Лавку» или в ПВЗ, а потом по запросу покупателя курьер за 10 минут привозит посылку ему домой.

Мы запустили этот сервис полгода назад, и тогда это было «вау», а сейчас опять пошли отзывы «26 минут, вы что вообще о себе думаете?».


Потребитель же очень быстро привыкает к хорошему, быстрее, чем ты успеваешь это хорошее созидать. Более того – если у тебя что-то ломается в этом хорошем, потребитель не помнит, как это было раньше, он уже привык. Идет гонка за бесконечное качество операций, коих миллион.

Когда я слушал и читал интервью Татьяны (Бакальчук, генерального директора Wildberries - Ред.) и она говорила про доставку на следующий день, я не понимал, ну что тут такого, на следующий день, это же целые сутки! А когда я вовлекся в этот бизнес я понял - вообще-то доставить завтра невероятно сложно! Это настолько сложно, что ничего более сложного на этой планете не существует! Я полгода занимаюсь «Яндекс. Маркетом» и понимаю, что это бесконечно сложная вещь. Качество операций, частота операций на каждом этапе, уверенность в том, что мы не подведем нашего потребителя – наш первый фокус. Второй фокус – постоянные инновации. Что работало вчера, завтра уже не сработает. Поэтому, с одной стороны, нам нужно умудряться не разломать систему, которую мы строим, с другой стороны разламывать ее, потому что нужно что-то новенькое, каждый день привносить какую-то новую вещь.

Из выступления на сессии «E-commerce в России. Время больших возможностей» на Петербургском международном экономическом форуме.