Отели и рестораны связаны неразрывно. Мало кто знает, что сеть Marriott, в которой я работаю, начиналась с ресторана. Нет, даже не ресторана а забегаловки Root beer stand на 9 посадочных мест, открытой по франшизе в 1927 году в Вашингтоне.
Это было еще накануне Великой депрессии, а я попробую рассказать, почему в нынешний кризис будущая зима будет для отелей и ресторанов Петербурга самой тяжелой за всю их историю и может для многих стать последней. Речь именно о Петербурге, а почему – объясню чуть позже. При этом стоит отметить, что в каждом регионе есть объекты, выигрывающие от локдауна. Во всем мире это загородные курорты, отели и коттеджи сдаваемый в аренду. Места, находящиеся близко к городам миллионникам и курорты в достаточно крупных странах, где есть внутренний спрос. Там все хорошо, бизнес в сложившихся обстоятельствах идет в рост. В тоже время городские отели и регионы зависящие от международного и делового туризма и групп, напротив, пострадали максимально. Они и находятся в зоне риска в первую очередь.
Петербург имеет явную выраженную сезонность. Отели и рестораны города зарабатывают кратно больше летом в сравнении с зимой и тому есть объективные причины и тренды, которые вот уже много лет не удается переломить. Ситуация не облегчает федеральная власть, постоянно назначающая все важнейшие форумы на лето. В итоге и получается, что нужно успеть снять максимум за три месяца чтобы прожить 9 оставшихся. Полагаю стоит подкрепить мой тезис цифрами.
Петербург - очень конкурентный рынок, чтобы там ни говорили. В 2018 году по данным Росстата в городе было 706 гостиниц в которых было 33 417 номеров. Для сравнения, в Дания - 565 гостиниц и 48 500 номеров, во всей Венгрии 2357 и 75 000, на Кипре 800 и 42400 номеров. Это все официальные данные Евростата.
По официальной статистике в 2019 году в город прибыло 10,4 млн туристов, но эти цифры не корректны. В коллективных средствах размещения по данным Росстата прожило всего 6104 тыс. человек. Полагаю, оставшиеся 4 млн, это трудовые мигранты или транзитники. Важно отметить, что по году эти миллионы гостей распределяются неравномерно. Всего 15% приезжает с января по март. В городе низким сезоном считается период с октября по апрель. Это 7 месяцев. Из них три месяца - январь февраль и март - особенно тяжелы. Для некоторых объектов они могут быть убыточны. Важно отметить, что сложную ситуацию зимой, обусловленную низким спросом усложняет и более низкий средний тариф. Возьмем официальные цифры. Объем услуг гостиниц и аналогичные услуги по предоставлению временного жилья в 2019 году в Петербурге составил 49 966 984 тыс. рублей.
Из этих 50 млрд рублей период с апреля по сентябрь приносят 60% выручки.
Уже опубликованы цифры 6 месяцев 2020 года. Второй квартал принес отелям лишь 774 млн рублей выручки (в 2019 в этот же период - 14,7 млрд рублей) или -94% в сравнении с тем же периодом 2019 года. По данным STR за 2019 год, в сегменте upscale & upper midscale ADR (средний тариф) самого прибыльного месяца года - июня выше февраля в 2,75 раза. Если мы возьмем показатель доходности на номер - Revpar, то в июне он в 4,6 раза выше февраля. Выручка отеля в июне превышает выручку зимой кратно. Накопленный летом жир, позволяет пережить долгую Питерскую зиму. Примерно также дела обстоят и с ресторанами. Летом они упакованы под завязку туристами и жителями города, весной и осенью все более или менее благодаря деловым путешественникам и горожанам. Тяжелый период январь-март пережить можно, особенно когда есть 14 и 23 февраля и 8 марта.
Что произошло с приходом пандемии? Самые доходные месяца оказались самыми темными - это май, июнь и июль. Субсидии и кредиты позволили дожить до августа. В августе немного погуляли москвичи, загрузив отели города на 60% с тарифом ниже на 25-30% от 2019 года. Ликвидности, чтобы пережить зиму, за один не очень хороший месяц накопить невозможно. Напомню, зима была убыточной всегда даже в самые хорошие года. Государство уже объявило, что никаких дополнительных мер поддержки не будет. Выжить повезет тем, чьи собственники имеют возможность поддержать бизнес ликвидностью из прибыли прошлых лет или другого бизнеса и дать ему дожить до лета-2021. Остальные падут, как только снимут мораторий на банкротство. Но если отель представляет хоть какой-то интерес для покупателя, потому что есть здание и оборудование, то с ресторанами все намного хуже. Потому что недвижимости, за редким исключением, нет.
Впрочем, есть и плюсы. Да, бизнес менее маржинальный, чем в отеле, но и менее зависящий от международных прибытий, более гибкий по финансовой нагрузке. Штат отдельно взятого заведения меньше, а зарплаты зачастую серые, а порой люди работают вообще без оформления.
Рестораны Петербурга тоже зависят от сезонности и деловой активности и потеряли большую часть лета и не смогли набрать жирок на зиму, когда спрос заметно слабее и основан на жителях города и деловых туристах. Целый пласт китайских ресторанов и заведений под питание групп туристов уже закрылся, никто этого не заметил и не ведет статистику. Те кто на виду, имеют имя и понятное позиционирование, работают, но и им будет сложно зимой из-за серьезно снизившихся доходов населения. Масштаб проблемы оценить сложно, потому что нет объективных статистических данных от независимой организации по заполняемости и среднему чеку в ресторанах. Нет ни выручки, ни количества гостей, то есть как говорят отельеры covers (количество накрытий дословно).
В Москве ситуация чуть легче по ряду причин. Такой ярковыраженной сезонности в столице нет. Весь год достаточно стабильный спрос, загрузка и средний тариф. В обычный год немного проседает только июль и половина августа. Это период отпусков, когда деловая активность затухает. В это время Москва отлично загружалась группами иностранных туристов. Во время карантина в апреле и мае город также жестко закрыли, но власти активно заселяли в гостиницы врачей и платили за это нормальные деньги: от 4500 рублей в сутки за проживание с питанием. По моим неофициальным и непроверенным данным было задействовано более 40 отелей. При этом до марта-апреля 2020-го не было никакого низкого сезона, и выручка была и была приличной. Февраль и март - месяцы серьезной деловой активности. В августе Москва чувствовала себя не очень, так как это не город для поездок на выходные. Деловая активность и восстанавливается медленно, но если она где и восстановиться первой в России, то в Москве. Сентябрь по данным STR в Москве уже выглядел прилично с загрузкой порядка 50%.
Яков Адамов
Родился в 1985 году. Закончил Академию туризма и гостинично-ресторанного бизнеса при правительстве Москвы (МГИИТ) в 2007 году. Имеет степень магистра в области экономики и управления. Работает в индустрии туризма и гостиничного бизнеса с 2003 года. Помимо России работал в Армении, Грузии, Азербайджане и Казахстане.
В 2013 году Яков начал работать в Marriott International в отеле Renaissance Olympic Hotel на позиции MICE Manager. С 2019 года - генеральный менеджер отеля Courtyard by Marriott St. Petersburg Center.
Сопредседатель комитета по туризму и гостиничному бизнесу Amcham Spb.