Понятно, что новая эпидемия не обойдет стороной никого. С этой мыслью можно смириться, принять необходимые меры и начать думать о том, что будет потом.

Как изменятся, например, привычки потребителей после спада и рынки начнут приходить в равновесное состояние? Изменится ли поведение, заменит ли «намасте» традиционное рукопожатие навсегда? Попробовав онлайн-торговлю, вернутся ли люди в магазины и развлекательные центры? Или, например, что станет с электронной коммерцией в случае, если она не справится с проблемами доставки или кибербезопасности в кризисном периоде?

Почему за коронакризисом не последует взрывной рост осознанного потребления, читайте здесь.




Можно предполагать сколько угодно, но лучше всего попробовать набросать для себя несколько сценариев и понять, как мы сможем реагировать на новые реалии в зависимости от того, вернутся покупатели в магазины или останутся онлайн, будут ли они обрадованы или разочарованы новым опытом потребления.

Да, сейчас придется обменивать показательность на безопасность. Очень сложно выгулять новую шубу в Instagram без того, чтобы откровенно не кичиться покупкой. Так что спад доходов с точки зрения домашнего хозяйства можно компенсировать снижением показательного потребления и расходов на туризм. Но найдется ли альтернатива романтической прогулке по торговому центру или первой встрече «в реале» за чашечкой кофе?

Да, при переходе от офисной работы к работе на дому большинство бизнесов замедлится — не готовые к самоконтролю и самодисциплине сотрудники в кругу окружающих семейных обстоятельств и в атмосфере, которую строили, чтобы отдохнуть от работы, — не покажут выдающихся результатов и даже тех, что показывали на своем рабочем месте. Да, бизнесы, которые ориентированы на очереди из клиентов, почувствуют себя неуютно, потому как очередь становится опасной. И супермаркеты, торговые центры и рестораны «с плотной посадкой» могут не просто недосчитаться клиентов и прибыли, но и уйти с рынка навсегда.

Как кризис породил не только финансовые, но и моральные проблемы для бизнеса, читайте здесь.



 Но что будет потом? Скорость и спрос восстановятся, на рынке останутся самые терпеливые или те, кто не растратил ресурсы в напрасной борьбе за покупателя в течение ближайшего полугода. Те, кто успел перескочить из офлайна в диджитал-среду, почувствуют отток потребителей из Сети в реальный мир. Соскучившись по шопингу и ресторанам, люди вернутся в торговые центры и магазины, выйдут на улицы. И виной этому будет не плохое качество цифровых услуг и вообще не технологии. Всё дело в простой человеческой потребности сменить обстановку, получить новые впечатления, перезагрузиться.

Изоляция, карантин, работа на дому — они приведут лишь к тому, что после стабилизации ситуации люди захотят восполнить то, что они упускали во время тяжелого периода. Как только потребители выходят из состояния шока и возвращаются к нормальной жизни, они прощаются со старыми любимцами как с напоминанием о тяжелых временах. И они будут рвать даже с самыми удобными из новых привычек только ради того, чтобы изменить уклад жизни, сопровождающий период карантина или даже болезни.

С чем мы попрощаемся, когда закончится этот кризис?
Скорее всего — с виртуальной реальностью. Онлайн-шопингом, играми и сериалами, домашними тренажерами, курсами по приготовлению еды и компьютером. С удаленным офисом из кухни. Со всем тем, что станет для нас атрибутом самоизоляции. Всем тем, что превратится в ассоциацию с пандемией и COVID-19.