Сегодняшний кризис, который еще только начинается, уже начал наглядно показывать огромный пласт до этого неизвестных проблем бизнеса. И характер этих проблем совершенно не знаком российскому предпринимательству. Это проблемы этического, нравственного характера.
В пятницу прошли «прощальные вечеринки», до этого владелица кафе без слез умоляла помочь президента страны, сфера обслуживания вплотную приблизилась к финансовым проблемам, решить которые не удастся в течение продолжительного периода времени. Но, даже если отбросить истеричных предпринимателей, которым вечно все должны, размер проблемы это не уменьшит. Дело далеко не в деньгах — глубже. Это проблема выбора между своими доходами и чьими-то жизнями. Только если раньше от нее можно было избавиться при помощи отсутствия информационной прозрачности, то сегодня это не пройдет.
В Нью-Йорке «прощальные вечеринки» на прошлой неделе обернулись мобильными моргами на этой. Конечно, нас подобная участь обойдет. Потому как такого не может быть. И если в регионах есть хоть какая-то возможность избежать мрачных последствий такого пира, то столицы должны приготовиться. Хотя, предполагаю, у организаторов по этому поводу не останется переживаний и угрызений совести. У них ведь зарплаты, аренда и остатки, которые надо распродавать.
Нет, я не списываю такое поведение на злой умысел. Это скорее отсутствие опыта. Отсутствие сопереживания. Паника и ошибки, которые так часто совершаются благодаря ей. Невозможно даже при стремлении быть добродетельным избежать этических ошибок и принимать только взвешенные решения. «Моральные потери» всегда будут неизбежны. Только вот шанс, что они не останутся лишь моральными, сейчас весьма мал. К сожалению.
Мы часто задаемся вопросом, как изменится мир после пандемии? И уже сейчас, в самом ее начале, начинают прорисовываться общие контуры «новой реальности», где не только подрывные инновации изменят бизнес, как это было после двух мировых войн прошлого века. Многие экономисты сходятся на мысли, что эпоху брендов сменит эпоха морального облика, где ценность бизнеса будет определяться не связями и медийной активностью, а этичностью его поведения. «Моральный плюс» успешного бизнеса должен превышать «моральный минус». И это хорошо понимает бизнес. Ведь один только пост «там я подхватил вирус, который стал причиной смерти…» разрушит бизнес за несколько дней. И, повторюсь, это хорошо понимают некоторые игроки. Глобальные. Но плохо понимают российские.
Для многих выбор уже сделан — своим поведением за последнюю неделю-две они успели показать свое истинное поведение и интересы. Примеров достаточно. Но давайте все же спишем эти ошибки на стресс и отсутствие опыта. И будем надеяться, что эти ошибки не приведут к фатальным последствиям.
Главная → Мнение
→