Как-то я попыталась подсчитать, сколько месяцев в году большинство французских магазинов продает товары со скидками. У меня получилось:
- 6 недель зимних распродаж
- 6 недель летних распродаж
- 1 неделя «черной пятницы»
- «частные распродажи» — минимум 2-3 раза в год по одной неделе
- акции на новую коллекцию — 2-4 недели в год

Итого выходит, что по сниженным ценам французские магазины торгуют в среднем около 4 месяцев в году, треть года! Не считая различных акций на отдельные товары, три по цене двух, сезонные акции вроде скидок на пальто зимой и вечерние платья к праздникам и т.д. и т.п. Добавить к этому еще и общий тренд на экономию, а также конкурентный рынок, где, как только объявляет акцию один, ее подхватывают все остальные. Ну и какой смысл покупать что-то сейчас, когда ты точно знаешь, что скоро это станет на 30-50% дешевле?



Из-за подобного размывания уходит ощущение праздника от распродаж. Если раньше их ждали по несколько месяцев, а некоторые даже ради первого дня брали выходной на работе (сезонные распродажи во Франции начинаются по средам, когда действует сокращенный учебный день, то есть матерям, например, обязаны предоставлять отгул), то сегодня от подобного ажиотажа осталось мало.
Уже по итогам первого дня зимних распродаж из многих французских городов поступают тревожные вести о том, что ожидаемого наплыва не происходит. Ради поддержки торговли в этом году многим торговым центрам в качестве исключения даже разрешат работать по воскресеньям, однако, насколько это поможет изменить ситуацию к лучшему, еще неизвестно. Причем дело не только в «желтых жилетах», ведь подобному тренду уже не один год.

Чужие традиции
Период распродаж во Франции строго регулируется законом, ведь только в это время товар можно продавать ниже себестоимости, причем при условии, что он был предоплачен не менее 1 месяца назад. В 2015 году было отменено правило, позволяющее ретейлерам устанавливать его индивидуально, с того момента выделялись четкие 6 недель на зимние и 6 недель на летние. Так, зимние стартуют во вторую среду января по всей Франции за исключением некоторых приграничных регионов.

Однако текущие распродажи станут последними, которые будут длиться настолько долго. С этого лета по решению правительства период распродаж будет сокращен до 4 недель по просьбе самих предпринимателей, для которых, как оказалось, право торговать себе в убыток по 3 месяца в году — не такое уж большое счастье.

Зимняя неделя распродаж в Париже (магазин Mango)
Зимняя неделя распродаж в Париже (магазин Mango)Архив «ММ»
Зимняя неделя распродаж в Париже (магазин Zara)
Зимняя неделя распродаж в Париже (магазин Zara)Архив «ММ»
Зимняя неделя распродаж в Париже (Торговый центр Printems)
Зимняя неделя распродаж в Париже (Торговый центр Printems)Архив «ММ»
Зимняя неделя распродаж в Париже (Торговый центр Printems и магазин Zara)
Зимняя неделя распродаж в Париже (Торговый центр Printems и магазин Zara)Архив «ММ»
Зимняя неделя распродаж в Париже (магазин C&A)
Зимняя неделя распродаж в Париже (магазин C&A)Архив «ММ»
Зимняя неделя распродаж в Париже (магазин C&A)
Зимняя неделя распродаж в Париже (магазин C&A)Архив «ММ»
Зимняя неделя распродаж в Париже (магазин Yves Rocher)
Зимняя неделя распродаж в Париже (магазин Yves Rocher)Архив «ММ»
Зимняя неделя распродаж в Париже (Торговый центр Printems и магазин Zara)
Зимняя неделя распродаж в Париже (Торговый центр Printems и магазин Zara)Архив «ММ»
Зимняя неделя распродаж в Париже (реклама на транспорте)
Зимняя неделя распродаж в Париже (реклама на транспорте)Архив «ММ»
Зимняя неделя распродаж в Париже (реклама в метро)
Зимняя неделя распродаж в Париже (реклама в метро)Архив «ММ»
Зимняя неделя распродаж в Париже (реклама в метро)
Зимняя неделя распродаж в Париже (реклама в метро)Архив «ММ»
Зимняя неделя распродаж в Париже
Зимняя неделя распродаж в ПарижеАрхив «ММ»
Зимняя неделя распродаж в Париже
Зимняя неделя распродаж в ПарижеАрхив «ММ»
Зимняя неделя распродаж в Париже
Зимняя неделя распродаж в ПарижеАрхив «ММ»
Зимняя неделя распродаж в Париже (Торговый центр Galeries Lafayette)
Зимняя неделя распродаж в Париже (Торговый центр Galeries Lafayette)Архив «ММ»
Зимняя неделя распродаж в Париже (Торговый центр Galeries Lafayette)
Зимняя неделя распродаж в Париже (Торговый центр Galeries Lafayette)Архив «ММ»
Зимняя неделя распродаж в Париже (Торговый центр Galeries Lafayette)
Зимняя неделя распродаж в Париже (Торговый центр Galeries Lafayette)Архив «ММ»


В прошлом году Торговая палата Парижа (CCI region Paris-Ile-de-France) выпустила исследование итогов зимних распродаж-2018 с общим выводом: «черная пятница» и «частные распродажи» вывели сезонные скидки из моды. Оно показало, что почти четверть магазинов столицы не ощутили никакого роста продаж в этот период. Для 59% коммерсантов при этом результат оказался хуже прошлой зимы, в то время как больше 70% из них отметили, что довольны результатами «частных распродаж».

Новомодные акции вытесняют старые. Во многом это объясняется тем, что они гораздо лучше подстроены под потребности клиента. «Черная пятница» проходит перед рождественскими праздниками, когда все ищут подарки, а не после них, когда деньги у покупателей уже закончились. «Частные распродажи», информация о которых передается только участникам программ лояльности, распространяются, как правило, на новые актуальные товары.

Игры с покупателем
Сокращение периода распродаж нужно ретейлерам для увеличения пространства для маневра. Жалуясь на слишком длинный период скидок, на деле многие ретейлеры, чтобы опередить конкурентов, начинают его еще раньше положенного. С момента открытия магазинов после Нового года они массово объявляют акции перед основным стартом. Причем отличия условий минимальны от распродажных, самое распространенное — скидка при условии покупки от двух товаров или только для участников программы лояльности.

Проблема сезонных распродаж в том, что все стали слишком хорошо понимать, как они устроены, и это невыгодно ретейлерам. Славящиеся своей экономностью местные жители мне, к примеру, объясняли, что покупать в первые дни — это расточительство, надо ждать 2-го и 3-го этапа, когда скидки дойдут до итоговых 70%. Товар же магазины все равно припасут напоследок из-за страха остаться с пустыми полками и стать разочарованием для покупателей. В прошлом году Carrefour дошел до того, что к концу периода зимних распродаж фактически раздавал остатки товаров бесплатно — их стоимость полностью зачислялась на клиентскую карту.

Из-за бесконечных скидок у французских потребителей сместилось и понятие «нормальной цены» — теперь это уже не изначальная стоимость, а на 30-40% меньше. А хорошая цена — это те же скидки, но уже по второму кругу (и в онлайне, и в офлайне).

Поэтому, скорее всего, для французских ретейлеров сезонные распродажи будут все больше превращаться в рутинный процесс избавления от ненужного. А продажи они будут поднимать, строя все более личные отношения с покупателями и создавая эксклюзивные предложения.