На самый популярный нынче вопрос: «А сколько это будет длиться?» — некоторые эксперты уже отвечают: это зависит от того, во сколько государство оценит запас прочности бизнеса. Поэтому, когда местные СМИ с тревогой пишут, что 40% французских онлайн-магазинов не смогут выстоять, если текущие экономические условия продлятся дольше 3 месяцев (то есть 3 месяца им нормально, а остальным, может, даже и больше), так и тянет это прокомментировать, что они-то, может, и выдержат, а вот их покупатели — вряд ли.

Почти каждый пятый растет 
Но, как показывают первые подсчеты, у e-commerce на фоне остальных все пока действительно не так плохо (если, конечно, рассматривать рынок в целом). По данным Fevad, французской федерации онлайн-торговли, 94% компаний спустя 2 недели после объявления карантина продолжают работать. При этом среди магазинов, которые сочетали онлайн- и офлайн-торговлю, закрылись 8%, а среди тех, кто работал исключительно в онлайне, — 4%. 76% опрошенных торговцев зафиксировали падение продаж, у половины из них оно составило более 50%. Наиболее пострадавшие секторы — мода и мебель.

Однако 18% компаний при этом заявили о росте. Прежде всего это те, кто продает продукты питания, компьютерные товары (так, рост продаж принтеров составил порядка 100%) и культурно-образовательную продукцию (книги, игры и пр.). При этом параллельно вышло отраслевое исследование сегмента дрогери от компании Iri, которое показало, что его продажи за неделю с 16 по 22 марта также выросли на 25%. Причем это произошло не только за счет перчаток и моющих средств, которые вырвались в лидеры роста абсолютно у всех видов торговли, прибавив по 300-500%. В онлайн-продажах дрогери в лидерах роста оказались одеколон (+232%) и краски для волос (+187%). А вот крема от солнца и средства макияжа — рекордсмены падения.

К слову, продажи продуктов хоть и растут в целом, некоторые отделы испытывают настоящие трудности, в частности свежие фрукты и овощи, а также рыба. В связи с этим крупнейшие сети страны разрабатывают свои программы поддержки отечественных производителей, обещая на их товары скидки. Кроме того, они не стали отказываться от продвижения пасхального шоколада, несмотря на то что продажи ожидаются на существенно более низком уровне, чем обычно. Людям сейчас не до семейных праздников.

Новые законы потребления
Но конкуренция в онлайне тоже явно растет. Если в первые дни карантина все атаковали сайты доставки от крупных сетей, из-за чего они просто перестали принимать заказы, то сейчас после двухнедельного сидения люди снова начинают искать разнообразия. Массово осваивать сервисы доставки начали винные, мясные, сырные, деликатесные и прочие лавки. Небольшой стартап Ollca, специализирующийся на доставке продуктов из мелких магазинов, зафиксировал рост заказов на 655%, при этом в сервисе заявили о существенном росте чека, стоимость некоторых корзин достигала 400-500 евро. Торговать овощами и фруктами в онлайне начал парижский оптовый рынок Rungis, причем заказать там уже что-либо невозможно, так как свободных «окон» доставки нет.

Непродовольственные товары тоже пытаются адаптироваться, чтобы переориентировать покупателей в онлайн. К примеру, игрушечная сеть King Jouet, вынужденная закрыть свои 240 магазинов во Франции, активизировалась в производстве развлекательного контента — мультфильмов и образовательных видео со своим персонажем (львом). К слову, сектор игрушек живет сейчас за счет настольных игр (рост 83%) и пазлов (+122%). В лидеры продаж после объявления карантина вырвалась «Монополия», на втором месте похожая игра «Час расплаты», на третьем — «Скрабл».

Самое больное место — по-прежнему логистика. По данным Fevad, нарушение цепочек поставок уже привело к проблемам с поставками у 40% онлайн-магазинов, и 48% — их ожидают. Остаются и проблемы с доставкой: фактический уход с рынка сетей пунктов выдачи заставляет многих предпринимателей переориентироваться только на доставку курьерами, делая ее в некоторых случаях бесплатной, а также увеличивать сроки возвратов. Но все понимают, что некоторые привычки быстро приобретаются, поэтому пытаются удержать клиентов любой ценой, пока те не привыкли обходиться без них.