Тема нашей сессии «Электронная коммерция. Постпандемическое похмелье». Мне кажется, это не очень правильная постановка вопроса, у нас банкет пока продолжается. Есть очевидный сдвиг в онлайн во всем мире, есть развлечения, путешествия, походы в кино, на которых люди сэкономили, и после полного снятия ограничений люди туда вернутся. Есть уникальные российские факторы, наша большая территория. Ведь есть те регионы, где e-commerce выполняет функцию не столько удобства, а доступа к ассортименту. Да, в Москве можно пойти примерно в любой большой молл и найти примерно любой товар, кроме очень экзотического. В регионах, особенно в малых городах, прекрасно представлена «Почта России» и вряд ли кто то скоро туда дотянется, кроме нее, потому что это огромные инвестиции. Люди используют онлайн в том числе потому, что так они могут купить то, что в их городе приобрести невозможно или по той цене, по которой это там купить невозможно.


С точки зрения скорости, у москвичей и у людей в регионах принципиально разные требования. Да, скорости растут, но доставка на следующий день все-таки пока не стала требованием всех потребителей и люди в регионах точно готовы подождать. Мы видим еще один забавный тренд. Поскольку все диджитализируется, люди без путешествий могут покупать товары из заграницы. Исторически нас ассоциируют с Китаем, но у нас есть товары и из других стран и мы видим тут большой рост. Люди не могут поехать в Европу и покупают онлайн-товары, которые раньше сами привозили в чемодане из отпуска.

Трансграничная торговля будет актуальна, ее не надо списывать со счетов. Более того, он может быть большой помощью «Почте России» и многим инфраструктурным компаниям с точки зрения большого объема и ассортимента, который невозможно воспроизвести в таком количестве. Но и свиг в local очевиден. У нас есть огромная аудитория, которой мы предлагаем вместо кроссбордерных товаров локальные. Это либо произведенные в России товары, либо товары, которые продают российские предприниматели. Этот сегмент у нас вырос в десятки раз в 2020 году.

Я помню год назад были дискуссии о том, что всей логистикой любая e-commerce платформа должна владеть от и до, все звенья обязательно должны быть под контролем. Что мы видим, с точки зрения нагрузки на P&L (отчет о прибыли и убытках, profit & loss report – Ред.)? Компании начинают чистить свой баланс. Например, свои pick-up point все уже отдали в рынок, потому что франшизные пункты выдачи заказов работают более экономически эффективно, чем собственные. Какие-то компании начинают пользоваться фулфилментом «Почты России» или других операторов. Я считаю, что большая территория страны и достаточно ограниченный с точки зрения российского рынка доступ к капиталу будут приводить к тому, что люди будут больше думать о том, как делать партнерства. В моем понимании, если говорить про e-grocery, есть модели которые впрямую конкурируют с ретейлом, например, «Самокат» и «Яндекс.Лавка». Есть модели, которые абсолютно синергетичны, маркетплейс-модели, например Delivery Club. Я верю в маркетплейс-модели и партнерство.

Я не считаю, что есть офлайн-ретейл, который умрет и его победит онлайн или что все после пандемии вернутся в офлайн. Когда офлайн был практически весь выключен, не работали торговые центры и большинство магазинов, взлетел онлайн. Летом были смягчения ограничений, магазины и торговые центры заработали. Упали ли показатели хоть одного российского онлайн-ретейлера? Мне об этом неизвестно, но насколько я знаю, они не упали, а продолжили расти. В 2020 году мы увидели пример, что люди не ушли из онлайна, но и говорить, что они навсегда останутся в онлайне нельзя. Люди социальные существа, они будут ходить в торговые центры, даже не сколько за - покупками, а за походами в кинотеатры и фуд-корты. Так что теперь всегда будет омниканальность.

Я верю в омниканальную среду, в которой маркетплейсы будут сотрудничать в том числе с ретейлерами. В тот момент, когда маркетплейс не уходит в построение своего supply chain management (управление цепочками поставок – Ред), я не вижу здесь конкуренции, и маркетплейс может генерировать дополнительные продажи для ретейлеров. Почему нет. Ретейлеры заинтересованы в этом партнерстве, и маркетплейсы в нем заинтересованы. Но не забывайте, что российский рынок не безграничен с точки зрения доступа к капиталу. Да, есть компании, которые сейчас привлекли по российским меркам огромные суммы. Но есть рынки сопоставимые с Россией, где такие же суммы оборачиваются многими компаниями в течение года.

Из выступления на Гайдаровском форуме