Мебельная отрасль в 2022 году показала умеренно позитивные результаты, производство мебели в финансовом выражении выросло на 15%, а в натуральном сохранило показатели 2021 года. Но, конечно, прошлый год заставил нас всех изрядно понервничать, так как внезапные ажиотажные всплески продаж сменялись полным «штилем». Весной, на фоне снижения курса рубля и опасения повышения цен, люди буквально ринулись в магазины, продажи в то время выросли до 70%. Но уже в апреле началось падение по объемам продаж. Мебель — это предмет отложенного спроса, на который любые кризисы и любое снижение доходов населения влияет в первую очередь.

Уход «ИКЕА», конечно, повлиял на весенний спрос и изрядно расстроил покупателей. Но все же я считаю, что к этому шведскому производителю приковано слишком много внимания. Безусловно, IKEA была отличным торговым сервисом с отличным маркетингом, но как производитель мебели она занимала не более 5% от всего российского рынка. У нас в стране работают более 20 тыс. производителей мебели, которые оперативно заняли освободившиеся ниши. Отечественные производители с лихвой удовлетворяют все потребности внутреннего рынка, при этом у большинства крупных предприятий, например, как «Первая мебельная», не задействованы все мощности. Поэтому никаких проблем для российских потребителей не возникло. Продукция для IKEA выпускалась на отечественных предприятиях, и вся эта продукция осталась на рынке.

Основные идеи «ИКЕА» подхватывают российские мебельщики. Некоторые производят коллекции в модном скандинавском стиле и меняют концепции салонов, переведя их в интерьерный формат. Мы тоже увидели освободившуюся нишу и в конце 2022 года выпустили модульные кухни «ЛАЙТ», которые заменяют аналогичный продукт ушедшей с рынка IKEA. Особенность проекта «ЛАЙТ» в большом количестве совместимых модулей и их постоянное наличие на складе. Фактически мы возвращаем покупателям так полюбившийся сервис IKEA: пришел, увидел, купил, через час сам собрал и пользуешься.

Проблемой уход IKEA стал для ее поставщиков, около 20 мебельных фабрик были на 100% ориентированы на заказы шведской компании.


Плюс еще множество компаний, имеющих контракты со шведским концерном. Таким предприятиям поначалу пришлось весьма нелегко, но ситуация быстро пришла в норму. Минпромторг совместно с нашей Ассоциацией предприятий мебельной и деревообрабатывающей отрасли России (АМДПР) решали проблемы в каждом конкретном случае. Кому-то помогли наладить сотрудничество с другими торговыми сетями, кому-то локальными субсидиями. В результате ни одна из отечественных фабрик, работавших на IKEA, не закрылась.

Больше беспокойств вызвала проблема новых санкций от недружественных стран. Это ограничение поставок комплектующих и запрет экспорта. К сожалению, мы импортозависимы от поставок фурнитуры, некоторых видов тканей, а также лакокрасочной продукции и клеев. Но мебельная промышленность смогла успешно переориентироваться с Запада на Восток и наладить поставки. Производители из Турции и Китая делают продукты, которые в некоторых случаях даже лучше, чем у европейских производителей. Конечно, переход на комплектующие из других стран доставил отрасли неудобства. Необходимо было провести ряд изменений в производстве, в частности перенастройку оборудования.

Сложной была ситуация с поставками запчастей для производственных линий. Некоторые запчасти рассматриваются на Западе как «продукция двойного назначения» (товары, используемые в общегражданских промышленных целях, но при этом имеющие свойства, которые могут быть использованы при создании вооружения – Ред). и их запрещают нам поставлять. Впрочем, пока что ни одно производство из-за нехватки запчастей не остановилось, и я надеюсь, что со временем проблема будет полностью решена.

Закрытие западных рынков сказалось на экспортоориентированных производителях – в 2022 году доля экспорта упала с 16% до 9%. Российская мебель уже долгое время считается одной из лучших в мире, поэтому в странах Европы она пользовалась спросом. Некоторые компании годами завоевывали себе репутацию на этих рынках, но в одно мгновение потеряли возможности сбыта из-за санкций. Сейчас предприятия осуществляют поставки на традиционные рынки стран СНГ, а также растущие рынки Ближнего Востока и Северной Африки, но это достаточно долгий процесс.

К сожалению, некоторые привлекательные рынки отгородились от нас пошлинами, например Индия, у которой она составляет 30%.


Из-за отсутствия торговых договоров между странами вход на индийский рынок нерентабелен. У нашей отрасли огромный экспортный потенциал, но пока что его затруднительно полностью реализовать. И тут мы очень надеемся на помощь государства, которое может помочь нам, в частности при создании складов и шоурумов за границей на новых рынках.

Что касается перспектив мебельного рынка, то я оптимист.

Некоторые эксперты предсказывают его сокращение на 20%, такой негативный сценарий возможен, но маловероятен.


Ведь по соотношению цена-качества наша мебель является одной из лучших в мире, мы давно научились делать качественную мебель. Поэтому для развития мебельной отрасли не нужны глобальные финансовые вливания, достаточно реализовать инициативы нашей ассоуииации, которые позволят отрасли как минимум, не упасть ниже текущего уровня. В первую очередь, это запрет поставок мебели из недружественных стран, это справедливая мера по отношению к государствам, которые не пускают нашу мебель на свои рынки. Импорт, хотя и уменьшился с 41% до 25%, но до сих пор это значимая величина, а европейские страны как ни в чем не бывало, продолжают свои поставки. Нам необходим зеркальный запрет на поставки мебели из недружественных стран, Ассоциация с таким предложением обратилась в Совет Федерации. Эта инициатива практически никак не скажется на обычных потребителях, ведь мебель производителей из недружественных стран представлена в основном в высоком ценовом сегменте.

Также поможет продажам поддержка экспорта и включение мебели в ипотеку на первичное жилье, мы рассчитываем, что инициатива Минстроя обретет силу закона в 2023 году. Все это позволит российской мебельной промышленности быть успешной.