По данным АМДПР, за 2018 год отечественные производители мебели выпустили продукцию на 189 млрд рублей, что на 8% больше, чем годом ранее. А продажи российской мебели за тот же период выросли на 30% — с 370,3 млрд до 477,5 млрд рублей. Если считать в валютном эквиваленте, то рост составил 20% — с $6,3 млрд до $7,6 млрд. Но в общем объеме продаж мебели в стране на долю отечественного производства пришлось только 50,1%, остальное — импорт. Причем, по данным АМДПР, реализация мебельной продукции, произведенной в странах дальнего зарубежья, в прошлом году увеличилась на 45%, до 211 млрд рублей (или на 35% в валютном выражении — до $3,35 млрд). Крупнейшим импортером мебели в Россию в 2018 году стал Китай с долей 26,1% от всей ввезенной продукции (общий объем поставок мебели из Поднебесной вырос на 30% — с $600 млн до $900 млн).
Наибольший прирост производства, по данным АМДПР, в 2018 году показал сегмент кухонной мебели – он выросл на 16,8%, до 32 млрд рублей. Выпуск отечественной мебели для офисов и учреждений увеличился на 11%, до 31,4 млрд рублей, а мебели для столовой и гостиной — на 12%, до 15,8 млрд рублей.
Что касается товарных групп, то самый большой рост был отмечен в трех сегментах: шкафы (выпуск вырос на 12%, до 8,22 млн штук), диваны — на 5%, до 2,24 млн единиц и кровати — на 13%, до 1,79 млн штук. А наибольший спад спроса был зафиксирован на офисные письменные столы. Их продажи упали на 25%, до 2,27 млн штук.
О проблемах мебельной отрасли России читайте здесь.
По данным АМДПР, российским производителям и продавцам в 2018 году удалось избежать скачков цен на мебель: индекс потребительских цен в этом сегменте рынка составил 103,44%.
Итоги работы мебельной отрасли в 2018 году дают основания для мыслей о том, что отечественный рынок начал восстанавливаться после кризиса 2015 года, когда он одномоментно просел почти на 15%. Второй год подряд отечественные мебельные предприятия показывают устойчивую положительную динамику — растут как продажи, так и объемы производства. Положительные прогнозы на 2018 год оправдались в полной мере. Многие мебельные предприятия страны в прошлом году отчитались о значительном, в том числе и двукратном, увеличении реализации продукции. Это говорит о том, что потребительский спрос начал восстанавливаться, а производители научились работать в посткризисных экономических реалиях.
Продажи мебели в Интернете, по моему мнению, будут расти, но только в простых недорогих сегментах: табуретки, столы, стулья. Но есть вещи, качество которых потребитель хочет оценить перед покупкой - потрогать, посидеть. Та же кухня, например, это самый сложный инженерный объект в квартире, куда подведены коммуникации, вода, электричество, газ. Даже со специальным конструктором человеку сложно выбрать ее без специалиста. Поэтому обычную торговлю Интернет полностью никогда не заменит.Интервью Александра Шестакова о состоянии отечественного рынка мебели читайте здесь.
Справка
Ассоциация предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России (АМДПР) — добровольная общественная некоммерческая организация, учреждена в 1997 году для преодоления кризисных явлений в мебельно-деревообрабатывающей отрасли. Ассоциация успешно взаимодействует с министерствами и ведомствами, Торгово-промышленной палатой Российской Федерации и РСПП. Членами ассоциации являются предприятия, выпускающие более 50% мебели и древесно-стружечных плит в России, производители и поставщики комплектующих для мебельной отрасли, отраслевые научно-исследовательские институты и издательские дома, выставочные объединения и страховые компании.