Снижение реальных доходов населения привело к спаду спроса на мебель, которая не является предметом первой необходимости и в кризис одна из первых попадает под удар. После девальвации рубля в 2014 году оборот розничной торговли мебелью в России сократился на 19% и продолжает уменьшаться. Последние 4 года российский рынок мебельной розницы стабильно падал. Если в 2014 году он, по данным экспертов «ФИНАМ», оценивался в 466 млрд рублей, а в 2016 году — в 397,6 млрд рублей, то в 2017 году — лишь в 380 млрд рублей.

Основная причина — падение реальных доходов населения на фоне кризиса. «Мебель не является предметом первой необходимости. Поэтому в период, когда рост реальных доходов населения замедлился практически до нуля (и даже в сфере продуктового ретейла увеличивается число дискаунтеров), мебель не продается», — поясняет руководитель направления аренды торговых помещений по Москве и Московскому региону столичного CBRE Александра Чиркаева.

Тем не менее многие эксперты прогнозировали рост оборота мебельной розницы в пределах 2-3% в 2018 году. Но эти прогнозы делались в начале года, когда накануне выборов президента РФ произошло значительное (на 15%), но, увы, разовое увеличение доходов тех же бюджетников. Но выборы прошли, и падение доходов возобновилось. Инфляционные ожидания населения резко увеличились, достигнув в мае 8,6% против апрельских 7,8%. А ситуация с подъемом ставки НДС и пересмотром пенсионного возраста вызвала очередной приступ пессимизма как у производителей, так и у потребителей мебели.

«Очевидно, что в такой ситуации производители мебели начнут поднимать оптовые цены, вслед за которыми вырастут и цены в рознице. А потребители будут стараться на всем экономить. В лучшем случае рост продаж мебели по итогам года может составить 1-1,5%. В худшем — падение рынка возобновится», — говорит аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Коренев.

Этот прогноз подтверждают и данные опроса, проведенного среди представителей мебельной розницы в январе этого года. На вопрос об изменении покупательского трафика ответили 210 руководителей компаний, продающих мебель в разных регионах России. О снижении или стагнации трафика в этом году (по сравнению с прошлым) сообщили 77,5% респондентов. У 17% компаний трафик незначительно вырос, остальные затруднились ответить.

На этом фоне продолжается консолидация рынка. Если в 2015 году на топ-10 продавцов мебели (среди которых не только специализированные магазины IKEA и Hoff, но и DIY-гипермаркеты Leroy Merlin и т.д.) приходилось около 25% рынка, то сейчас уже 30%. «Но не многие мебельные форматы, а тем более специализированные комплексы чувствуют себя хорошо. Мы наблюдаем попытки некоторых девелоперов переделать неэффективные ТРЦ в профильные мебельные комплексы. Но это редко заканчивается успешно», — говорит Александра Чиркаева.

старое кресло

старое кресло


«Чем сильнее будет падать спрос со стороны конечного потребителя, тем больше мелких игроков будут вынуждены уходить с рынка. Консолидация усилится», — констатирует Алексей Коренев. При этом, по его словам, если сравнивать российский сегмент мебельных центров со странами, схожими по размерам и уровню развития (это в первую очередь государства БРИКС), то пока Россия существенно отстает и по объемам реализации мебели, и по насыщенности рынка мебельными торговыми центрами.

Правда, со статистикой в мебельной рознице дела обстоят неважно — оценки аналитиков расходятся. Можно сделать вывод, что сейчас в Москве мебелью торгует около 2-2,5 тыс. магазинов, основная часть которых небольшие, площадью от 200 до 500 м2. А сети в основном мелкие: большинство имеют по три-пять магазинов, лишь некоторые — по 10-15 магазинов (исключение составляет только «Шатура», создавшая свою сеть более чем из 600 магазинов в России).

Самый большой в столице специализированный мебельный центр — «Гранд» в Химках площадью 140 тыс. м2. Когда в 2003 году была введена в строй его вторая очередь (100 тыс. м2), он превратился в крупнейший торговый комплекс в Европе по продаже мебели и сопутствующих товаров. И держит эту пальму первенства до сих пор. Там представлена мебель более чем от 800 зарубежных и отечественных компаний.

Комплекс «Три Кита» на Минском шоссе незначительно уступает лидеру — в нем пять этажей и 96 тыс. м2 общей площади. Там представлено около 500 производителей мебели. Не отстают и комплексы IKEA. В Московском регионе их пока три, и в каждом из них мебели отведено около 30 тыс. м2. Из последних крупных проектов этого формата можно вспомнить мебельно-интерьерный комплекс общей площадью 16,7 тыс. м2, который компания «Дон-Строй Инвест» возводит на Шелепихинской наб. Якорными арендаторами этого комплекса станут магазины материалов для финишной отделки, хозяйственные товары, дизайн-центр. Проект будет закончен в этом году.

Рынок Петербурга, по экспертным оценкам, в два раза скромнее. Там представлено около 1 тыс. торгующих мебелью компаний. Самые крупные специализированные центры — «Аквилон» (75 тыс. м2), «Мебель-холл» (35 тыс. м2), «Мебель-Сити» и IKEA (все комплексы по 30 тыс. м2 каждый), «Мебельвуд» (21 тыс. м2). Во втором квартале 2018 года после реконструкции открылся центр интерьерных решений VILLA (ранее ТЦ «Подсолнух») общей площадью около 37 тыс. м2, а в «Гарден-Сити» товары для дома и интерьера заняли 1,5 тыс. м2, на которые увеличилась площадь комплекса в ходе реконцепции. Также стоит отметить пополнение сегмента мебельным гипермаркетом «Богатырь», чья площадь составила 40,2 тыс. м2.

Несколько лет назад концерн «Энерготехнологии» анонсировал строительство 4-этажного мебельного торгового комплекса «Мягкофф» площадью 136 тыс. м2 на ул. Фучика. Здание запроектировано в виде пассажа с трехсветной галереей и уличной зоной для организации сезонных выставок и презентаций. Строительство по плану должно завершиться в конце 2019 года. Пока идет заливка каркаса здания. На запрос о перспективах проекта инвестор не ответил. Но в нынешней экономической ситуации реализация этого проекта в заявленном формате и объеме вызывает сомнения.

Еще один крупный мебельный торговый комплекс скоро появится в Екатеринбурге. Это будет вторая очередь мебельного торгового центра «ЭМА». Его площадь составит 45 тыс. м2. Там будет от пяти до семи этажей. Помимо торговых площадей предусмотрены складские помещения, а также зоны выгрузки и погрузки мебели. А на верхних этажах и крыше разместится парковка на 450 авто. Строительство этого здания начнется после завершения чемпионата мира по футболу, поскольку сейчас, во время его проведения, участок использовался под парковку.

заброшенное место
заброшенное место


Актуальны ли на падающем рынке проекты крупных торговых комплексов — вопрос открытый. «Инвестиции в такие проекты возвращаются долго — 9-10 лет. И специально построенные под мебельные центры здания из-за особенностей конструктива и расположения сложно перепрофилировать. Одним словом, рынок становится все более аккуратным к выводу новых крупных объектов этого формата», — констатирует управляющий ТЦ «Смайл» Алексей Попиков.

«Но пока на рынке уживается все многообразие форматов — от бренд-секций площадью 100 м2 до огромных гипермаркетов мебели. И в ближайшее время такой расклад сохранится. Но розница становится более профессиональной: повышается уровень обслуживания, сокращаются сроки исполнения заказов», — говорит коммерческий директор Славянской мебельной компании Дмитрий Куликов.

«Главный конкурент традиционной мебельной розницы — Интернет. Такие покупки привлекают более низкими ценами, существенной экономией времени и возможностью быстрого просмотра и сравнения характеристик товаров. При этом покупателями выступают как физические лица, приобретающие мебель для дома, так и организации, закупающие офисную мебель», — говорит Алексей Коренев. Но в целом, по его прогнозу, к концу года падение спроса на мебель будет нарастать. «На этом фоне спрос будет смещаться в экономсегмент, а также в сторону мебели, произведенной в Белоруссии и Китае —- она заметно дешевле отечественной. Это повлечет за собой некоторое увеличение предложения такой продукции со стороны мебельных ретейлеров. И, когда на рынок начнет возвращаться отложенный спрос, не исключено ускоренное развитие этого сегмента», — заключил Алексей Коренев.

Мнение

Александр Шестаков, владелец Первой мебельной фабрики и торговых центров «Мебель-сити»:

Торговля мебелью требует места, поскольку этот товар надо показывать лицом. В этом смысле мебельные гипермаркеты довольно эффективны. Наши собственные магазины, расположенные в тех же «Мебель-сити», дают на 40% больше выручки, чем розница другого формата. Все-таки большой комплекс — это и большой покупательский трафик.

Не думаю, что со временем мебельные торговые комплексы будут меняться в сторону более компактного формата. Скорее будет происходить их качественное изменение. Мне, например, нравится, когда мебельные магазины создают симбиоз с интерьерными историями. В Германии в таком формате работают торговые комплексы ZigMuller. На нашем рынке нечто подобное пытается сделать Hoff — у них нет скомпонованных мебельных решений, и продукт представлен интерьерно. Не знаю, какова будет экономика этого формата. Но это что-то новое и интересное.

Думаю, в целом лет через десять мебельные центры будут выглядеть так же, как сейчас. Но там будут больше систематизировать продукт: разделять мебель по зонам и этажам, чтобы предложение на просторах торгового комплекса не перемешивалось и чтобы покупателю было удобно искать что-то конкретное.

Также не исключаю, что через 10 лет в результате накопления капитала у нас могут появиться крупные продавцы формата IKEA, которые будут продавать мебель сами и строить для себя торговые комплексы, как в Европе. Может, даже у нас родятся торгово-закупочные союзы. Мебельный рынок движется в этом направлении.

А угрозы мебельным гипермаркетам со стороны online-торговли я не чувствую. Мебель, особенно кухонная, — это сложный продукт. Чтобы купить ее по Интернету, надо быть очень безбашенным. И, если честно, я таких людей не знаю. Риск велик. Кто даст гарантию, что все купленное через сайт впишется в интерьер и подойдет по размеру? По Интернету можно заказать предварительные расчеты гарнитура и попытаться скомпоновать мебель самому. Но чтобы купить — нужно увидеть и потрогать.

Мнение

Алексей Попиков, управляющий ТЦ «Смайл»:

Мебельные торговые комплексы, несмотря на кризис, пользуются популярностью. Они удобны как единое окно для закупки всех необходимых для обстановки квартиры элементов. Посещаемость таких комплексов гораздо выше, чем отдельно стоящих мебельных магазинов или отделов в неспециализированных торговых центрах.

Отличие IKEA, Hoff и прочих монобрендовых гипермаркетов от классических мебельных торговых центров в том, что мультибрендовость последних предполагает широкий диапазон расценок и уровня исполнения заказа. Например, при поиске кухни можно изучить образцы как самых демократичных марок, так и более премиальных, и принять оптимальное решение по соотношению «цена-качество». В случае с IKEA выбор возможен только в плоскости дизайна и функционального наполнения. Но плюс монобренда — наличие комплектующих, хорошее качество и возможность персонализации. Так что оба вида гипермаркетов будут развиваться. Правда, динамика развития рынка мебельных торговых центров замедлилась вместе со снижением темпа ввода новых жилых комплексов. Еще больше развитие замедлится после вступления в силу поправок в 214-ФЗ, которые повлияют на стоимость квадратного метра, а значит, и на спрос на рынке первичной недвижимости.

Зато большую перспективу вижу в развитии интерьерной тематики. Комплексные решения, которые предлагает Hoff или IKEA, возможность просмотреть несколько реальных бытовых вариантов обстановки кухни, спальни, ванной — сильнейший драйвер интереса к этим маркам. Развитие таких проектов может быть очень перспективным для нашего рынка.


Основные антикризисные стратегии мебельных ретейлеров:
  • Закрытие неэффективных салонов. Экспансию могут планировать только очень крупные торговые сети с устойчивым финансовым положением.
  • Сдерживание цен на продукцию, снижение доли импортных товаров в ассортименте, переход на продукцию отечественных производителей.
  • Пересмотр ассортимента и внедрение моделей эконом- и среднего ценового сегмента.
  • Развитие собственных торговых марок, развитие производства внутри страны — отечественные производители получили значительное преимущество перед импортной продукцией и стали более конкурентоспособны в сегменте эконом и средний.
  • Качественное развитие — внутренняя оптимизация, повышение эффективности бизнес-процессов и отдельных магазинов.
  • Использование различных каналов сбыта (офлайн+онлайн).
  • Маркетинговая кооперация компаний, совместное продвижение брендов (кухни «Мария» + «Эльдорадо», кухни «Мария» + «Едим дома»).
Источник: М.А.research