«Черная пятница» сдает позиции

«Черная пятница» уже не та, что прежде. Ретейлеры отчаянно рекламировали акции «черной пятницы» последние несколько недель. С увеличением количества покупок в Интернете стало проще сравнивать цены, поэтому привлекательность «эксклюзивных скидок» падает. Для американских универмагов это очень плохие новости — они долгое время получали прибыль именно от предпраздничных продаж, сейчас ситуация меняется.

«Исторически универмаги были самыми популярными магазинами в 1970-1980-х годах, — говорит Сучарита Кодали, аналитик по розничным продажам Forrester Research. — Именно тогда предпраздничный шопинг стал популярен». «Черная пятница» больше не представляет собой окно возможностей, как во времена, когда покупатели становились в очередь за 5 часов до открытия магазина, чтобы получить скидки, — говорит основатель и генеральный директор Coresight Research Дебора Вайнсвиг. — Праздничный шопинг стал круглогодичным занятием».

Тем не менее ретейлеры и универмаги участвуют в «черной пятнице». По данным аналитической компании 1010data, «черная пятница» в 2018 году принесла от 6 до 7% общих квартальных продаж розничным продавцам в торговых центрах American Eagle и компании Big Box Best Buy. Согласно 1010data, обычный день продаж для ретейлера составляет около 1% от квартальных продаж. Таким образом, для некоторых «черная пятница» равняется дополнительной неделе продаж.



Архив «ММ»

Топ-10 технологических трендов в ретейле
Технологии меняют способ ведения бизнеса во многих отраслях. Инновации повышают эффективность, экономят деньги, предоставляют более качественные продукты и услуги. Вот 10 главных технологических тенденций, которые изменят сферу продаж.

Расширенная реальность
Виртуальная и дополненная реальность предлагает ретейлерам способы улучшения качества обслуживания клиентов: от просмотра продуктов до виртуальной примерки. Компания Tilly's (занимается продажей спортивной одежды для подростков) предложила покупателям поучаствовать в виртуальном квесте, который помог им изучить различные виды одежды и аксессуаров. Расширенная реальность дает дополнительную информацию при просмотре продуктов, например, «Живые винные этикетки» от Treasury Wines Estates (если навести телефон на этикетку, появится информация об истории сорта вина, история его производства и заметки по дегустации). Приложение IKEA Place ARKit помогает определить, подойдет ли приобретаемая мебель, которую потребитель хочет купить, для дома. В будущем расширенная реальность позволит потребителям делиться своим опытом покупки с другими.

Прогнозная аналитика (big data)
У розничных организаций никогда не было проблем со сбором данных, но анализ и использование данных для принятия решений или создания новых идей всегда было проблемным местом. Прогнозирующая аналитика — решение этой проблемы. Теперь ретейлеры могут планировать шаги заранее, анализируя поведение потребителей и тенденции прошлого. Успешно проанализировав данные, компании могут извлечь важную информацию о покупательском поведении, персонализировать процесс покупок, повысить эффективность и снизить затраты на цепочки поставок и многое другое. Прогнозная аналитика помогает ретейлерам быть умнее, эффективнее и сокращать расходы.

Микромоменты (Micro Moments)
Принцип такой же, как при использовании любого поисковика, когда человек ищет то, что ему нужно в данный момент: оформление для праздника, как исправить поломку или решить проблему, например, где найти ресторан с итальянской кухней. У компаний, которые могут встретить клиентов «в данный момент», огромное преимущество. Благодаря прямому цифровому доступу к потребителям и мощным аналитическим возможностям, предприятия могут запоминать эти моменты поиска и помогать клиентам в прогнозируемое время и даже предугадывать, что может понадобиться клиенту, хотя он сам об этом не подозревает.

Рекомендации
Другими мощными технологическими инструментами для розничных продавцов являются механизмы рекомендаций. Именно так можно помочь покупателям находить вещи, о которых они не знают, но они им нужны. Рекомендации становятся лучше с течением времени. Чем больше данных в алгоритмах для оценки покупательского поведения, тем лучше рекомендации. Ретейлеры получают выгоду от увеличения продаж и повышения удовлетворенности покупателей благодаря простоте использования. Amazon, Netflix и Spotify используют рекомендации.

Автоматизация выполнения заказов
К концу 2025 года будет функционировать более 580 тыс. автономных мобильных роботов (AMR), они помогут складам выполнять заказы клиентов. Многие магазины изо всех сил пытаются приспособиться к «эффекту Amazon» и изучают автоматизацию выполнения заказов, пытаясь увеличить скорость и гибкость операций, чтобы конкурировать с гигантом. Автоматизация может значительно сократить время обработки заказа. Кроме того, поиск людей для обслуживания складов всегда был проблемой, поэтому автоматизированные системы — привлекательное альтернативное решение.

Распознавание лиц
Технология распознавания лиц поможет бороться с кражами в офлайн-точках. Кроме того, это может добавить персонализированный опыт, работающий в онлайн-торговле, в обычные магазины. Когда покупатель идентифицируется с помощью технологии распознавания лиц, персонал магазина может реагировать на его уникальные потребности. Безусловно, существуют юридические проблемы и вопросы конфиденциальности, но у тех, кто внедрил технологию распознавания лиц, есть ряд преимуществ.

Управление запасами
Автоматизированные склады помогают улучшить управление запасами. Вместо того чтобы ждать ручной инвентаризации, интеллектуальные робототехники и компьютерные системы надежно хранят данные о запасах в режиме реального времени. Точные данные помогают управлять товарными потоками, делать надежные прогнозы, принимать разумные решения и делать прогнозы, которые помогают улучшить итоги работы магазина. Грамотное управление запасами может уменьшить отходы, порчу и даже кражу.

Роботизированные магазины
Другая техническая тенденция, которая меняет покупки, — это роботизированные магазины. Роботы, такие как Pepper, могут помочь покупателям найти товары и ответить на вопросы. Они могут даже делать эксклюзивные предложения по электронной почте или давать купоны. У магазина товаров для дома Lowe's есть LoweBot, он помогает в обслуживании клиентов в магазине.

Чат-боты
В розничной торговле быстро внедряются боты обслуживания клиентов на основе обмена сообщениями. По крайней мере 50% компаний из рейтинга Fortune 5000 уже экспериментировали с ботами и тестировали их. Обмен сообщениями стал предпочтительным каналом обслуживания клиентов, поэтому объем звонков будет сокращаться. Боты с искусственным интеллектом смогут улучшить пребывание клиентов в магазине до и после продажи, снизить количество оставленных тележек и помочь клиентам решать проблемы после продажи без вмешательства человека.

Интернет вещей (IoT) и интеллектуальное оборудование
Интернет вещей и интеллектуальное оборудование преобразят шопинг. Благодаря имеющимся объемам данных и возможностям их обработки потребители могут получить персонализированный опыт покупок, который раньше был невозможен. Интеллектуальное оборудование, такое как встроенные датчики на полках, которые отслеживают инвентарь, также изменит розничные операции.



Архив «ММ»

Оплаченные блогеры утрачивают доверие
Молодые потребители теряют доверие к инфлюенсерам, которым платят за их мнения. Вместо этого они обращаются к сообществам по интересам, где единомышленники делятся контентом и комментариями о брендах и продуктах, которыми они действительно пользуются и которые любят. Опытные ретейлеры и бренды развивают маркетинг, исходя из этих данных. Они ищут модели взаимодействия с потребителями, которые позволят услышать покупателей, получить от них новые идеи, которые можно использовать затем для разработки новых продуктов, повышения вовлеченности и увеличения продаж.

В интервью Forbes Амбер Атертон, генеральный директор Zyper, платформы социального маркетинга, рассказывает, что по-настоящему умные бренды обращаются к своим поклонникам за отзывами и идеями, которые стимулируют разработку и продажу нового продукта. Peloton и Cheetos — это два бренда, которые используют уникальные, креативные и увлекательные способы создания сообществ, которые стимулируют взаимодействие и долгосрочную лояльность. Так, сообщество Peloton (производитель спортивного инвентаря) насчитывает более миллиона участников, взаимодействующих друг с другом не только во время тренировок через экран мобильного телефона, но и через социальные сети бренда. Бренд использует индивидуальные истории членов сообщества, чтобы вдохновлять других реальными историями. Peloton призывает членов сообщества тесно сотрудничать со своими инструкторами по фитнесу, многие из которых создают и распространяют свой собственный оригинальный контент в социальных сетях, чтобы вдохновлять подопечных.

Cheetos (чипсы) — это еще один бренд, который строит коммуникацию, используя контент своих поклонников в Instagram и на других платформах. Интересно, что Cheetos присоединился к сообществу визажистов — это не кажется логичным для бренда чипсов — компания поощряет блогеров и визажистов публиковать вдохновленные Cheetos прически, маникюр и макияж в Instagram. Бренд также сотрудничал с поклонниками на Нью-Йоркской неделе моды в сентябре 2019 года, они представили коллекцию вещей, вдохновленную Cheetos. Бренд использует фотографии фанатов, которые творчески используют Cheetos, добавляют подпись, отмечают себя и публикуют в Instagram бренда.



Архив «ММ»

Скандал в итальянском люксе
В Италии скандал — полиция обнаружила и закрыла подпольную фабрику в небольшом городе под Неаполем, которая шьет обувь и сумки известных брендов класса люкс. По версии следствия, речь идет о марках Armani, Fendi (LVMH) и Saint Laurent (Kering). Адвокат владельца фабрики заявил, что его клиент стал жертвой брендов, которые относятся к неаполитанскому пригороду Мелито как к филиалу Китая «из-за низких цен и несоблюдения прав трудящихся».

Представители Armani заявили Reuters, что обнаруженная фабрика не связана с поставщиками или уполномоченными субподрядчиками компании, в Saint Laurent ответили, что «изучают вопрос», потому что никогда не заключали договоры с неаполитанской компанией. Фирма LVMH Fendi на запрос Reuters не ответила. По оценкам консультантов Bain & Co, в этом году мировая индустрия предметов роскоши составит 275 млрд евро.



Архив «ММ»

Walmart China откроет 500 новых магазинов
Американский ретейлер Walmart планирует открыть 500 новых торговых точек в Китае в течение следующих 5-7 лет. Это увеличит присутствие компании в Поднебесной более чем вдвое. В компании считают, что к 2023 году Китай станет крупнейшим в мире продовольственным рынком. Планам Walmart по «захвату» территории не мешает даже нынешняя торговая война США и Китая. И подтверждением тому — финансовые показатели работы ретейлера на китайском рынке: в последнем квартале рост составил 6,3% в годовом исчислении. Глобальный рост за этот период составил всего 2,5%.

«Мы продолжим сотрудничество с партнерами и политиками в Китае, чтобы ускорить нашу экспансию», — сказал старший вице-президент Walmart в Китае Джеймс Ку.
В ближайшие годы фирма также обновит более 200 своих магазинов в Китае, в том числе установит кассы самообслуживания с использованием технологии распознавания лиц.
Walmart China работает уже более 20 лет.



Архив «ММ»

Как Disney стал лидирующей платформой социальной коммерции
Мешапы (сочетание чего-то необычного, часто не сочетающегося) — это весело, за последние годы никто не превзошел Disney в производстве мешапов. Сам великий Микки Маус на самом деле мешап: милый мышонок, который при этом ходит как человек, не говоря уже о его способности управлять пароходом. Компания, которая перенесла на экраны самые знаменитые сказки, знает, как удивить свою аудиторию. Disney+ — новая стриминговая платформа компании. На первый взгляд новый сервис выглядит попыткой вернуть утраченные позиции, которые забрали потоковые сервисы Netflix и другие. Disney+ может стать основой нового мира социальной коммерции, в котором Disney владеет как контентом, так и дистрибуцией не только своих фильмов, но и игрушек.

Социальная коммерция — одна из самых больших тенденций, влияющих на розничную торговлю. По сути это закрытая связь между сетью или сообществом с одной стороны и рынком с другой. Проще всего понять это, если представить возможности социальных сетей Facebook или Instagram на одном конце линии и коммерческие возможности Amazon — на другом. Тот, кто полностью контролирует такую связь, в конечном итоге имеет огромное преимущество в данных, соответственно, лучше понимает своих клиентов.

По последним данным, у Disney+ уже более 10 млн подписчиков. Это означает, что Disney теперь может говорить с аудиторией 10 млн человек (и она будет расти), когда этого захочется. Disney может отслеживать интересы подписчиков и давать им рекомендации, когда они смотрят какой-нибудь фильм. Для Netflix эта же возможность означает предоставление других фильмов или видеоконтента для просмотра пользователями, для Amazon это может означать попытку побудить людей покупать вещи на своих торговых площадках, но для Disney эта концепция открывает совершенно новый мир дополнительного коммерческого потенциала.