Золотой век кинопроката, когда любой открытый кинотеатр окупался за 2,5-3 года, остался далеко в прошлом — где-то в начале нулевых. Да, фильмы сейчас цифровые. Много хорошего контента, качественной графики, красочных мультфильмов. Дети и взрослые с удовольствием ходят в кино, обеспечивая кинотеатрам высокую посещаемость. Но она все-таки ниже, чем была 20 лет назад, поскольку за это время конкуренция среди кинотеатров здорово выросла.

Сегодня кинозалы открываются как грибы после дождя. Многие из них тяготеют к торговле. Но это не значит, что на любые свободные площади в ТЦ тут же выстраивается очередь из киносетей. У этого жанра есть свои четкие требования, которые полезно знать собственникам и управляющим моллов.

Существует три типа кинотеатров в ТЦ. Первый — мегаформат. Для его создания требуется площадь более 3 тыс. м2 и инвестиции от $10 млн до $20 млн. Мегаформат обычно представляет собой комплекс из 10 и более кинозалов с IMAX-технологией. Именно столько площадок проката требуется крупному оператору, чтобы предложить публике большой объем контента и многообразие сеансов. Ведь современный любитель кино не хочет ждать. Его цель — прийти, тут же купить попкорн, сесть в зал и получить удовольствие.

Оценивая перспективы открытия большого кинокомплекса у себя в ТЦ, стоит помнить две простые истины. Первая — поблизости не должно быть сильного конкурента, иначе площадки будут отбирать друг у друга трафик, и обе окажутся в проигрыше. Вторая — крупные операторы чисто технически не могут открывать больше трех-четырех таких кинокомплексов в год. Обычно все проекты расписаны на 2 года вперед и реализуются поэтапно: от проектирования и строительства до оснащения и предварительных договоров аренды. Попасть в этот план нужно заранее.

Второй тип кинотеатров — стандартные. Под них нужна площадь от 900 до 2,5 тыс. м2 и инвестиции в размере $2-4 млн. В стандартном кинотеатре от четырех до восьми залов без особых изысков (IMAX и другие современные технологии там, как правило, не предусмотрены). Это обычные залы с низкой стоимостью билета. Крутые операторы такие не открывают. Но операторы средней руки, которых на рынке тоже немало, вполне могут взять такие площади. Для них самое важное — отсутствие в ТЦ и его окружении конкуренции.

За конкурентов они не считают объекты, принадлежащие «Москино» (организация в структуре Департамента культуры Москвы, управляет сетью из 13 кинотеатров. — Ред.), и отдельно стоящие однозальные кинотеатры. Зато сильно боятся крупных киносетей, которые обычно перетягивают на себя весь клиентский поток и душат менее габаритный бизнес. Дело в том, что кинопрокат — как торговля яблоками: если у вас хорошие яблоки, а у соседа чуть похуже, но еще и ананасы, покупатель наверняка уйдет к соседу. А в ассортименте больших киносетей не только «яблоки» и «ананасы», но еще «арбузы», «груши» и многое другое. Тягаться с ними нелегко. Не удивительно, что сейчас наблюдается укрупнение операторов кинопроката: крупные скупают мелких, чтобы стать еще крупнее. Ведь размер в данном случае имеет большое значение.

Интервью Алексея Васясина, генерального директора крупнейшей в России объединенной сети «Синема парк» и «Формула кино», о развитии компании читайте здесь.



Третий формат — мини-кинотеатры (их еще называют кинокафе, киноклубами, кино по домашнему, VIP-кино). Для открытия такого зала в ТЦ нужно от 200 до 800 м2 и около $1 млн инвестиций. Такой формат кинотеатра подходит под любой размер торгового центра и не боится конкуренции, поскольку имеет отличную от больших сетей конфигурацию и экономику. Из минусов этого бизнеса — маленький оборот, поскольку в таком зале мало посадочных мест (как правило, от 5 до 20). В Москве кинотеатров такого формата немало. Есть, например, кинотеатр «Москва», где несколько мини-залов, или проект «Лофт-синема» всего на четыре посадочных места. Малое число клиентов такие проекты компенсируют высокой ценой билета. Все очень просто. Чем меньше мест — тем больше комфорт, а значит, выше цена. 

Вы спросите, зачем в ТЦ делать такие маленькие кинотеатры? Во-первых, для того, чтобы в молле была такая услуга, как кинопоказ. Если ее нет в вашем ТЦ, а у конкурента она есть точно, то вы потеряете клиента. Во-вторых, инвестиционные затраты в такие проекты быстро окупаются. В-третьих, чем меньше кинотеатр, тем меньше операционные расходы. Особенно сейчас, когда кино приходит к народу на флешке, а не на пленке, или вообще приходит не физически, а через Интернет или спутник — через электронные каналы связи. Современный кинотеатр подразумевает полную автоматизацию. Это по сути электронный кинотеатр. И по опыту могу сказать: мини-кинотеатр обходится штатом три человека за смену. В-четвертых, кино — это товар, который не портится. Даже то, что продают в кафе кинотеатра (кола, попкорн и другие закуски), — все это, как правило, продукты долгого хранения. И, наконец, пятое: маленькие кинотеатры легко входят в здание любого ТЦ. Им достаточно высоты потолков 3 метра. И их спокойно можно размещать в зоне бутиков и фуд-корта — услуга будет востребована.

Также стоит помнить, что основной потребитель кино — молодежь. А для современной молодежи важен статус. Кино, особенно VIP-просмотры, способны этот статус подчеркнуть. Если маленький зал оформить как фотозону (например, в фойе кинотеатра «Москва» установлены круглые зеркала), это привлечет любителей селфи. А специальные цены (например, красные вторники в «Москве», когда молодежь может посещать VIP-залы с большими скидками) расширят охват аудитории.

О том, как Instagramable-эффект использует ретейл, читайте здесь.



Премьерные показы можно также успешно совмещать с ивентами в ТЦ, что привлекает публику. Кроме того, в мини-кинотеатрах можно проводить соревнования по киберспорту или групповые просмотры спортивных чемпионатов. Все это востребовано, а значит, обеспечит приток посетителей и киноплощадке, и торговому моллу.

Из выступления на форуме по недвижимости "Аренда".