Казалось бы, нынешний день от 2014 года с его потребительским бумом, рекордным вводом торговых площадей (если помните, рост был на 17% год к году) и экономическими потрясениями отделяет меньше 5 лет. Но на дворе совсем другая реальность с новыми вызовами. Санкции, падение курса рубля, покупательская рецессия и выход в активную жизнь поколения миллениалов, которые гораздо равнодушней к собственности и процессу покупок, чем их предшественники, заставляют ретейлеров и девелоперов торговой недвижимости менять планы развития и искать новые пути для работы и заработка.
«После 2014 года ретейл неактивен, идет консолидация федеральных сетей через поглощение ими местных брендов, снижается маржа как в ретейле, так и торговом девелопменте, растет стоимость строительства ТЦ и сроки их окупаемости. Началась эпоха реконцепций и конкуренции между торговыми объектами на уровне качества. Это совсем другой рынок, чем 5 лет назад», — говорит председатель комитета по торговой недвижимости НП «Российская гильдия управляющих и девелоперов» Екатерина Гресс.
Покупатель всегда прав
Значительно изменились и сам потребитель, и его поведение. «Покупатель не хочет иметь массу предложений, которые на него не ориентированы. Он хочет, чтобы его лучше понимали и предугадывали его потребности», — говорит директор по развитию SRV в России Марина Рыбина.
«Люди хотят покупать умно и успешно — пристальней смотрят на качество, цены, ищут выгоды. По этой причине обычная розница все чаще копирует формат аутлета — ретейлеры предлагают большие скидки, что ощутимо влияет на способ покупки и управление торговлей», — делится наблюдениями руководитель розничных операций Fashion House Group в России и Румынии Цезарь Полторак.
Люди хотят покупать умно и успешно — пристальней смотрят на качество, цены, ищут выгоды. По этой причине обычная розница все чаще копирует формат аутлета — ретейлеры предлагают большие скидки.
По его словам, у обычных ТЦ появляется шанс побороться с e-commerce за аудиторию, которая любит искать товары в Интернете, через развитие формата «клик и коллект» (нажми и выбери). «Предоставляя этой публике возможность приехать в ТЦ, чтобы оценить качество покупки и забрать заказ, ТЦ смогут нарастить трафик и обороты. Это самый верный путь и удачный компромисс», — говорит Цезарь Полторак.
Торговые центры, которые думают о будущем, все больше привлекают в управление специалистов, которые заточены на то, чтобы отслеживать и анализировать большие массивы данных.
«Торгово-развлекательные комплексы постепенно превращаются в развлекательно-торговые. Правда, это не самая лучшая новость для девелоперов, поскольку экономика развлечений ниже, чем у обычного ретейла. Но это естественная рыночная трансформация и ответ на вызов изменившейся конъюнктуры», — добавляет управляющий партнер «Ванчугов и партнеры» Алексей Ванчугов.
Интернет-ретейлеры не договаривают, что 77% людей, которые нажали кнопку «покупаю» онлайн, на самом деле не завершают сделки, увидев итоговую цену товара — со стоимостью доставки. А она не бесплатная.
«Надо помнить, что основные деньги в ТЦ несет посетитель. И, чтобы точно соответствовать его потребностям, чтобы он пришел, остался и захотел вернуться, его надо изучать. А этот процесс требует глубокого анализа разной статистики. По этой причине ТЦ, которые думают о будущем, все больше, по моим наблюдениям, привлекают в управление специалистов, которые заточены на то, чтобы отслеживать и анализировать большие массивы данных. Это позволяет правильно принимать решения, которые повышают обороты. Есть такая фраза: человек, который изменил все. Так вот — ищите такого человека среди аналитиков», — советует собственникам ТЦ президент Watcom Group Роман Скороходов.
Будущее зависит от формата
Перспективна ли торговая недвижимость в принципе? Эксперты уверены, что да. Но у каждого торгового формата свой путь развития и свое будущее.
«Перспективны, на мой взгляд, микрорайонные торговые центры площадью 5-10 тыс. м2. Благодаря размещению в центре жилого массива у них всегда будет аудитория, которой нужны товары и услуги первой необходимости. Дополнительный трафик таким объектам может обеспечить акцент на спорт и обучение. Вообще, такие ТЦ становятся все более сервисными. Для девелоперов этот формат привлекателен относительно невысоким порогом входа и сроком окупаемости до 10 лет», — говорит Екатерина Гресс.
Также, по ее словам, перспективны торговые объекты в формате Life style, где идет смещение фокуса от шопинга к досугу. «В них торговая галерея занимает не более 50% GLA, а якорный арендатор, как правило, — развлекательная зона. Прогнозируемый срок окупаемости таких торговых комплексов — 9-11 лет», — говорит Екатерина Гресс.
Ретейл-парки возвращаются к своим корням — все больше превращаются в ретейл-склады для обслуживания онлайн-торговли. Это перспективный путь, считает Алексей Ванчугов.
Региональная чехарда
Будущее торговой недвижимости зависит и от региона, где она расположена. «Мы недавно исследовали российские города 500-тысячники, а именно потенциал строительства там ТК, исходя из насыщенности рынка торговыми объектами и доходов населения. И могу сказать, что недвижимостью рынок практически везде заполнен. А доходы населения повсеместно падают. В этой непростой ситуации советую девелоперам быть очень осторожными. И обратить внимание на те города, где еще остался потенциал для развития», — говорит Денис Колокольников.
«Могу сказать о Новосибирске. Он обеспечен торговыми площадями прилично. Но сам рынок тухлый. Под парами стоит большой ТЦ 100-тысячник, где нет арендаторов. На продажу выставлен «Сибирский молл», из которого выходит ВЭБ. И покупатель хочет за этот ТЦ площадью 60 тыс. м2 и стоимостью около 2 млрд рублей скидку 30-50%. Потому что на рынке нет активности и непонятно, когда вложения окупятся. Так что не рекомендую девелоперам торговой недвижимости туда идти. Во всяком случае не сейчас», — говорит полномочный представитель Российской гильдии управляющих и девелоперов (РГУД) в Новосибирске Максим Марков.
Потенциал для строительства новых ТЦ есть не везде. Зато велика и повсеместна потребность в реконцепции старых объектов — по статистике, около 80% российских ТЦ старше 10 лет в ней нуждаются.
Бизнес базируется на обычных жизненных ценностях: дети, спорт, культура. Делайте акцент на них в своих проектах — не ошибетесь
«Потенциал для строительства новых ТЦ действительно есть не везде. Но велика и повсеместна потребность в реконцепции старых объектов — по статистике, около 80% российских ТЦ старше 10 лет нуждаются в реконцепции. Так что точками роста, на мой взгляд, могут стать специализация ТЦ, редевелопмент с наполнением объектов социально-культурной жизнью, а также создание МФК», — говорит глава российского филиала компании «Мунитор Группе» Вальдемар Вайсс.
«Большие торговые комплексы требуют большого капитала. Но спрос в этом сегменте на перспективу 3-4 лет очень трудно предсказать, что делает инвестиции рискованными. Но надо помнить, что бизнес базируется на обычных жизненных ценностях: дети, спорт, культура. Делайте акцент на них в своих проектах — не ошибетесь», — считает Вера Сецкая, вице-президент РГУД.