В среду, 15 июля, депутаты Законодательного собрания Петербурга приняли во втором чтении проект «О внесении изменений в отдельные законы Санкт-Петербурга о налогах и сборах». Изначально разработанный в Смольном документ давал возможность применять пониженные ставки по упрощенной системе налогообложения — 3% по системе «доходы» и 5% по системе «доходы минус расходы» для малого бизнеса из пострадавших от эпидемии коронавируса отраслей. Разработанные ко второму чтению этого проекта поправки расширили список получателей льгот на крупный бизнес, владельцев коммерческой недвижимости площадью не менее 1 тыс. м2.

По инициативе фракции «Единая Россия» собственники таких объектов освобождаются в 2020 году от уплаты авансовых платежей по налогу на имущество, а сумму налога для них снизят на 50%. Условием для предоставления льготы будет уменьшение не менее чем на 50% арендных платежей для своих арендаторов, относящихся к категории малого и среднего бизнеса, на срок не менее 3 месяцев, а также сохранение средней заработной платы для своих сотрудников в размере не менее одного МРОТ (19 тыс. рублей в месяц).

«Поправка дорогая для городского бюджета, по предварительным оценкам, она будет стоить 1 млрд. рублей. Но мы полагаем, что это важная мера поддержки для малого и среднего бизнеса, который получит снижение по арендной плате от своих арендодателей», — заявил депутат Алексей Макаров из «Единой России». «Это компромисс между исполнительной и законодательной властью, мы долго работали над согласованием данной поправки», — пояснил представитель губернатора в ЗакСе Юрий Шестериков.

При этом другие поправки в пользу собственников ТЦ, были отклонены. Например, депутат от КПРФ Ирина Иванова предложила перенести уплату налога на имущество за 2020 год на 2021 год равными долями в течение всего следующего года. Но против этого выступили в Смольном, поскольку в это может привести к потерям бюджета в 6 млрд рублей.

В бюджет Петербурга на 2020 год был заложен объем поступлений по налогу на имущество организаций в размере 28,5 млрд рублей. По данным комитета финансов Петербурга, на 1 июня общая сумма отчислений по этой статье достигла 13,48 млрд рублей (48,2% от запланированного на год).

Большинство опрошенных MarketMedia экспертов затруднились спрогнозировать, сколько владельцев торговых объектов могут претендовать на уменьшение налоговых платежей. «В первую очередь этот законопроект ориентирован на поддержку собственников торговых центров, большинство помещений в стрит-ретейле занимают площадь до 1 тыс. м2, а значит, не смогут получить налоговые льготы», — говорит Артем Гудченко, президент ГК RENTA, вице-президент Ассоциации собственников и арендаторов стрит-ретейла. По данным Colliers International, в Петербурге 122 качественных торговых центра, которые занимают 3,1 млн м2.


О том, почему закрыты ТЦ в Петербурге, читайте здесь




Все дают скидки

Мнения опрошенных участников рынка разделились. Одни восприняли инициативу с воодушевлением, другие сомневаются, что закон будет работающим. Степень оптимизма зависит от доли арендаторов, относящихся к малому бизнесу, в каждом конкретном ТЦ.

«Условия не просто выполнимы, а в 100% случаев перевыполнимы. Нет ни одного случая, когда за период временного простоя торговых центров мы предоставили бы скидку менее 80%. Про долю арендаторов говорить сложно, так как она зависит от объекта, но это не менее 70% от общего количества арендаторов», — сообщили в пресс-службе ХК «Адамант».

«Арендаторы, относящиеся к категории малого и среднего бизнеса, в ТРК «Лето» составляют порядка 40% от общего пула арендаторов. Всем пострадавшим на время действия ограничений мы предоставили большие скидки по аренде — около 80%. Размер выплачиваемого нами налога на имущество составляет 41 млн рублей в год — это 4,6% от всех расходов торгового комплекса по итогам 2019 года. Скидка 50% по налогу на имущество в текущих условиях могла бы стать очень ощутимой поддержкой для нашего бизнеса: в случае ТРК «Лето» речь идет об экономии порядка 20 млн рублей», — подсчитал Андрей Должиков, исполнительный директор ТРК «Лето».

По словам Артема Гудченко, практически всем арендодателям придется пойти на предоставление скидок своим арендаторам. «Рыночная ситуация к этому обязывает. Это выбор без выбора, снижать аренду придется. То, что власти решили хоть как-то компенсировать выпадающие доходов за счет льгот, вполне разумная мера. Конечно, хотелось бы большего — вообще освободить от уплаты налога на имущество или предоставить льготу на более долгий срок для всех участников рынка», — говорит он.

В Fort Group назвали условия предоставления льгот невыполнимыми из-за необоснованных требований: к ОКВЭД (многие ТРК имеют иной ОКВЭД, чем указанный в законопроекте код 68.20.2), сроку действия договора более 1 года (большинство договоров заключается на меньший срок) и составу арендаторов (большинство магазинов известных брендов одежды и обуви, представленных в ТЦ, не относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства). «Размер самой арендной платы по договорам аренды сроком более года с субъектами малого и среднего предпринимательства у многих ТРК значительно меньше 50% от суммы налога на имущество, поэтому дать указанную в проекте закона скидку невозможно. Кроме того, многие ТРК не имеют сотрудников, так как этот персонал трудоустроен в управляющих компаниях. Следовательно, требование по среднемесячной заработной плате для таких ТРК также становится невыполнимым», — отмечают в Fort Group.

Простой обходится дороже

Исполнительный директор SRV в России Ольга Болотникова оценивает долю налога на имущество в структуре затрат торговых центров в 7-10%. «Безусловно, снижение налогового бремени позитивно скажется на положении дел в ТРЦ. Но хочу обратить внимание, что эта мера не сможет существенно изменить ситуацию в отрасли и компенсировать затраты, которые несут ТРЦ в связи с ограничением деятельности», — подчеркивает она.

«Налог на имущество организаций является значительной статьей расходов ТРЦ. Но 50% снижения налога на имущество явно не может считаться достаточной мерой поддержки, — считают в Fort Group. — Правительство СПб приостановило деятельность ТРК, из-за чего они потеряли около 80% доходов. Однако правительство стремится получить максимум доходов от налога на имущество, предоставляя почти невозможную к получению льготу по указанному налогу и лишь на 50%. Оправданным было бы предоставление льготы в размере, пропорциональном падению доходов ТРК, без выставления бизнесу оторванных от реальности условий».

«Для нас в сегодняшней ситуации любая поддержка существенна. Хотя для этой ситуации такой поддержки явно недостаточно. Не говоря уже о том, что речь идет про первый квартал. А, как мы сейчас понимаем, один месяц третьего квартала мы тоже проведем в состоянии вынужденного простоя. И после открытия пройдет не один месяц до того, как комплексы смогут выйти хотя бы на 50%-ную выручку докризисного периода», — прогнозируют в ХК «Адамант».

    

О том, как запрет на работу торговых центров в Петербурге пытаются оспорить в ФАС, читайте здесь



Над текстом работали Мария Тирская и Наталья Ковтун