Приходит ко мне арендатор, который продает «кофе с собой», и жалуется, что торговля идет не очень — одни расходы. На вопрос, почему решил открыть именно такую точку, ответил, что другие-то торгуют успешно, и он тоже так хочет. У меня в голове сразу возник прогноз: через месяц съедет. Съехал через 1,5 месяца, после нескольких безуспешных попыток реанимировать ситуацию.

Такие ситуации в моей практике происходят постоянно. На рынке огромное количество кофейных франшиз и псевдомиллионеров, которые втюхивают их «на хайпе» доверчивым людям, обещая окупаемость инвестиций за несколько месяцев. Да и сам бизнес кажется таким легким... Казалось бы, и делать особенно нечего: купил кофемашину, купил кофе — и зарабатывай капитал. Но реальность быстро корректирует планы. И уже через месяц-другой становится ясно, что вложения вернутся года через два (это средний срок окупаемости данного формата), и то при условии очень-очень большого труда, причем на нескольких «островах» одновременно (потому что на одной кофейной точке капитал точно не заработать).

Для тех, кто носит розовые очки и мечтает стать миллионером на кофейной гуще, я немного расскажу о реалиях этого бизнеса.

1

Место

Возможно, я кому-то открою глаза, но торговый центр меньше всего подходит для продажи "кофе с собой" (самый лучший вариант — это МФК или бизнес-центр). Тем не менее в ТЦ всегда есть лист ожидания из бизнесменов, которые хотят попробовать силы в этом формате. И потенциальному арендатору никто не скажет, что при ставке 150-200 тыс. рублей в месяц, которую требует ТЦ, его бизнес «сдуется» через месяц. Здесь как в джунглях: хочешь — вставай за прилавок и плати аренду, а не хочешь — дверь там.

2

Аренда

Если повезло и удалось заполучить хорошее место в торговом центре, скажем, по ставке 80 тыс. рублей, бизнесмену, чтобы выйти на точку безубыточности, нужно делать выручку в размере 533 тыс. рублей в месяц (при этом надо следить, чтобы доля аренды в выручке не превышала 15%, иначе бизнес быстро загнется). Это значит, что выручка в день должна быть на уровне 18 тыс. рублей. То есть нужно делать 50 продаж при среднем чеке 366 рублей. Вот и подумайте, сможете ли вы выйти на этот показатель? Или это будет 14 продаж, что я постоянно вижу в отчетах по товарооборотам у арендаторов с таким профилем. А ведь есть и дни с нулевыми продажами. Чтобы подстраховать бизнес, на старте нужен запас прочности в виде арендной платы хотя бы на 6 месяцев. Но есть весомый риск — краткосрочный договор аренды с возможностью собственника ТЦ расторгнуть его в одностороннем порядке. Если есть возможность как-то изменить его условия, стоит попытаться это сделать.

3

Цена

Как понять, по какой цене продавать главный напиток и будет ли эта цена конкурентной? По данным аналитиков, средняя цена на чашку кофе в Москве составляет 91 рубль, капучино — 136 рублей. На эту статистику и стоит ориентироваться в своих планах. А разговоры о том, что «у нас цена 250 рублей, потому что у нас самый лучший кофе», — не про бизнес, а про пустые амбиции.

Также стоит изучить опыт других продавцов кофе в ТЦ, например «Макдоналдса», где тоже «быстро, дешево и с собой», и дискаунтеров, где «все по 60 рублей» (как правило, это представители крупных сетей, конкурировать с которыми можно только качеством и большими порциями). Лайвхак: бизнес дискаунтеров построен на сокращении издержек — порции всяких плюшек у них в 3 раза меньше обычных, и их цена, соответственно, тоже, но далеко не в 3 раза.

4

Персонал

Если запускаете бизнес на «острове» в торговом центре, готовьтесь к тому, что работать придется каждый день с 10:00 до 22:00 без выходных. А в свободное от работы время заниматься закупками, логистикой, POS-материалами, клинингом, взаимоотношениями с банком, бухгалтерией, налогами и многим другим. Но многие собственники «островов» не понимают, что торговый центр — это не детский сад, куда можно ходить по желанию. Здесь все нужно делать по расписанию и по четкому алгоритму. Опоздал на работу — штраф, закрылся раньше времени — штраф, не вышел на работу — большой штраф. Торговой точке потребуются минимум два продавца-бариста. В Москве час работы такого специалиста в среднем стоит 200 рублей (то есть 2400 рублей в день). Причем бариста — не продавец в чистом виде, он еще готовит напиток. Придется потратиться и на его униформу. Найти грамотного профессионального сотрудника — самая сложная задача собственника и 70% успеха предприятия. Средний возраст бариста в нашей стране — 23 года. Молодежь придется обучать, контролировать и мотивировать. Только в этом случае можно рассчитывать на отдачу.

5

Киоск

Еще один вопрос, который должен волновать потенциального предпринимателя, — сам остров. В Москве киоск стоит 250-300 тыс. рублей (в регионах на 20% дешевле), и еще около 50 тыс. рублей придется потратить на монтажные и электромонтажные работы. Но важна не только его цена, но и практичность. В киоске для приготовления «кофе с собой» необходимо предусмотреть место для оборудования (в совокупности оно обойдется в 100 тыс. рублей), для складирования продуктов, для кассы (аппарат стоит от 30 тыс. рублей), прилавка и многого другого. Важный вопрос, который обычно не учитывают начинающие предприниматели, — киоск должен быть выполнен в строгом соответствии с техническими стандартами, принятыми в торговых центрах, а также в простом и универсальном дизайне. В этом случае его, если необходимо, будет легко переместить в другое место.

6

Упаковка

Есть такое понятие, как упаковка бизнеса. Стоит эта услуга 100-150 тыс. рублей. Она включает в себя подготовку презентации бизнеса, которая нужна для представления концепции «острова» в торговом центре, разработку сайта (как правило, лендинг, но с правильным подходом и профессиональным представлением), разработку финансовой модели, необходимых договоров и консультацию по выбору системы налогообложения. Если бы предприниматели почаще обращались к этой услуге, было бы меньше ошибок и неудачных опытов. Многие забывают, что покупкой кофемашины и наймом персонала запуск бизнеса не ограничивается. Придется найти поставщиков кофе, позаботиться об одноразовой посуде и других расходных материалах, о сопутствующем ассортименте. Все эти затраты лучше продумать и просчитать на старте.

7

Налоги

Для такого вида бизнеса логичнее всего взять упрощенную систему налогообложения (15%). Но при формировании бизнес-модели нужно учесть индивидуальные особенности и предпочтения.