Если смотреть топ-5 категорий по количеству транзакций в России на примере проекта карты рассрочки «Совесть», то лидером является еда, на втором месте — траты на такси и автозапчасти, на третьем — электроника. В рейтинге по обороту покупок на первом месте стоит электроника, на втором — еда, третье место занимает одежда и обувь, четвертое — товары для дома, пятое - путешествия.

«Мы приучаем клиентов к возможности покупать без процентов и переплат в самых разных сферах. POS-кредиты массово распространены в электронике, дорогой одежде (шубы), мебели. Карта рассрочки сейчас покрывает 95% ежедневных покупок, включая продуктовые магазины и кафе, АЗС и такси, путешествия, книги, товары для дома и даже агрегаторы скидок и образование. Это те сегменты, где возможности оплачивать товар или услуги в рассрочку до нас просто не было», — говорит директор по коммуникациям карты рассрочки «Совесть» Виктория Фролова.

Если 10 лет назад мы видели огромные очереди в магазины электроники и бытовой техники, то сегодня мы видим, что клиенты покупают по картам рассрочки еду.



Представитель проекта карты «Совесть» отмечает, что на примере топ-5 самых популярных категорий люди совершают покупки в абсолютно разных категориях, причем зачастую в тех, где, казалось бы, рассрочка и не нужна. Например, в продуктовых магазинах. «Понятно, что в этом сегменте средний чек не слишком высок, но здесь срабатывает и определенный психологический механизм — люди легко идут на покупки по карте рассрочки в сумме именно до тысячи рублей. Так как потребитель понимает, что он сможет вернуть эти деньги без каких-либо особых затруднений. И в эту сумму как раз и попадет фастфуд, продукты питания, оплата в кафе и на заправках, — говорит Виктория Фролова. — Но одновременно по карте делают и крупные покупки: так, например, максимальная сумма чека в этом году была зафиксирована в апреле в Москве в интернет-магазине Велосайт.ру и составила 298 605 рублей. Механизм равномерных ежемесячных выплат позволяет человеку планировать покупки на полгода-год вперед, включая повседневные траты, и более грамотно подходить к распределению своего бюджета».

Топ-5 категорий по использованию карты рассрочки «Совесть» в России

по количеству транзакций по обороту
1. Еда 1. Электроника
2. Авто (такси и запчасти) 2. Еда
3. Электроника 3. Одежда и обувь
4. Кафе 4. Товары для дома
5. Одежда и обувь 5. Путешествия
Источник: проект карты рассрочки «Совесть»  


В банке «Хоум Кредит» считают, что популярность карт рассрочки растет из-за того, что падают доходы населения. «Если 10 лет назад мы видели огромные очереди в магазины электроники и бытовой техники, то сегодня мы видим, что клиенты покупают по картам рассрочки еду. Мы можем много говорить о новых коллекциях в fashion, но мы видим, что у населения реальные доходы падают. Это большая проблема для всего рынка. Доходы падают, закредитованность растет. Кто будет покупать новые коллекции — большой вопрос», — отметил во время своего выступления на Fashion Retail Russia начальник управления развития бизнеса банка «Хоум Кредит» Дмитрий Блинов.

По данным Совкомбанка, в 2019 году 51% россиян имеет действующий кредит, из них у 47% — два кредита, а у 9% — четыре и более кредитов. Для сравнения, в 2010 году только 28,5% россиян имели кредиты. 

У карты «Халва» в топе партнеров по числу клиентов являются на первом месте «Пятерочка», далее идут «М.Видео», «Перекресток», «Лукойл» и «Рив Гош». В топе городов — Москва, Новосибирск, Краснодар, Санкт-Петербург и Сочи.     


Когда появились карты рассрочки
Карты рассрочки появились на российском рынке чуть более 2 лет назад. Первым, в 2016 году, карту рассрочки «Совесть» выпустил КИВИ Банк, в 2017-м карту «Халва» выпустил Совкомбанк, в 2017 году свою карту рассрочки «Свобода» создал банк «Хоум Кредит». Позже аналогичные продукты пытались запускать крупные банки, но вывести на рынок полноценный финансовый инструмент в виде карты рассрочки так никто и не смог. Позже опция рассрочки появилась в рамках кредитных карт у банков «Тинькофф», «Русский стандарт», «Европа Банк», «Сити Банк». В октябре платежная система Visa объявила, что введет такую возможность. Пилотный проект с рассрочкой по кредитным картам проводит и главный конкурент Visa — платежная система MasterCard.

Скепсис прошел
По данным банка «Хоум Кредит», более чем за двухлетний период транзакционный оборот покупок по всем трем игрокам карт рассрочки вырос более чем до 100 млрд рублей. Для сравнения: в 2018 году россияне взяли в банках более 15,5 млн кредитов наличными, в сумме это 4,06 трлн рублей. Розничный товарооборот страны — 31 трлн рублей. Поэтому, конечно, объем рынка рассрочки — капля в море. Но популярность этого финансового инструмента растет.

Очень часто, когда я веду переговоры с ретейлерами, задаю вопрос, почему клиенты от вас уходят, оставляя корзины? И очень мало ответов на этот вопрос. А здесь все элементарно: людям очень часто не хватает денег. 



Розничные сети изначально с осторожностью отнеслись к картам рассрочки. Первопроходцам рынка (КИВИ Банк и Совкомбанк) приходилось убеждать ретейлеров, что работа с этим инструментом увеличит им средний чек и трафик, так как никаких цифр и аналитики, подтверждающих гипотезу, не было. Однако менее чем за 3 года скепис ретейлеров по отношению к картам рассрочки сменился высоким интересом.

«Востребованность карт рассрочки среди потребителей подтверждает динамика роста заявок на карту — сегодня количество желающих получить «Совесть» превышает 450 тыс. в месяц. Также мы видим планомерный рост показателей активности клиентов с учетом сезонности. Так, например, оборот за первое полугодие 2019 года по сравнению с аналогичным показателем прошлого года вырос вдвое», — говорит Виктория Фролова, директор по коммуникациям карты рассрочки «Совесть».

Руководитель департамента рассрочек «Халва» Александр Дворский отметил, выступая на конференции по ретейлу в сентябре, что компания имеет уже 4 млн клиентов. В 2020 году «Халва» будет бороться за первое место в кошельке потребителя. «Хотя мы считаем, что уже это первое место и так завоевали, имея 4 млн клиентов. Мы видим, что траты по карточкам наших клиентов доходят до 40% от среднего дохода на душу населения. Но не для кого не секрет, что клиенты имеют по 3-4 карты. И будут отдавать предпочтение той, которая наиболее выгодна», - отметил Александр Дворский. На декабрь Совкомбанк планирует увеличить число клиентов до 4,5 млн человек, а оборот по картам увеличить до 20 млрд рублей.   

Интервью с руководителем проекта «Совесть» Олегом Ряженов-Симсом о рынке карт рассрочки можно почитать здесь.



По статистике карты рассрочки «Совесть», средний чек покупки по картам рассрочки превышает обычный. Например, в сегменте детских товаров он выше на 185%, DIY — на 145%, электроники — на 90%, одежды и обуви — на 85%, ювелирных изделий — на 75%.

«Очень часто, когда я веду переговоры с ретейлерами, задаю вопрос, почему клиенты от вас уходят, оставляя корзины? И очень мало ответов на этот вопрос. А здесь все элементарно: людям очень часто не хватает денег. Карты рассрочки помогают увеличивать продажи. Приведу пример: в очень демократичных сетях по продаже обуви со средним чеком 1,5-2 тыс. рублей доля кредитования доходит до 40-50% от объема продаж. Я уже не говорю о ретейлерах, которые занимаются продажей электроники. И если посмотреть траты по картам, то еду в рассрочку покупают 25% клиентов от всего портфеля. Это очень много. С одной стороны, хорошо, что рынок карт рассрочки растет, но с другой стороны — не очень хорошо, что растет доля кредитования в фуд-ретейле. Мы понимаем, что, если клиент приходит и берет в рассрочку хлеб на 2 месяца, тогда это потенциальный риск для всей страны», — сказал Дмитрий Блинов.

На старте проекта в ноябре 2016 года у «Совести» было около 900 магазинов в Москве и области, сейчас к программе подключено более 50 тыс. торговых точек по всей стране (это несколько тысяч брендов). Такое же количество магазинов-партнеров и у «Свободы», «Халва» сотрудничает более чем с 200 розничными сетями в России.

В чем разница между картой рассрочки и кредиткой
Бизнес-модели у карт рассрочки и кредитных карт совершенно разные. В случае с кредитными картами банки зарабатывают на процентах, которые получают от клиентов. Компании, выпускающие карты рассрочки, зарабатывают на комиссионных отчислениях от магазинов — партнеров проекта. То есть клиенты получают карту рассрочки, оплачивают ею товары и услуги в торговых сетях, а те, в свою очередь, платят банку комиссию за привлечение новых покупателей.

Именно это и позволяет давать человеку деньги без процентов на длительный срок — до года. Стоимость покупки для клиента такая же, как при оплате обычной банковской картой или наличными, и все действующие скидки магазина сохраняются. Человек должен вернуть ровно ту сумму, которую потратил, поясняют в проекте «Совесть», принадлежащем группе компаний QIWI.

По официальной статистике, из-за сложных для понимания условий обслуживания кредита из грейс-периода по кредитным картам «вылетает» 60-70% клиентов, а при POS-кредите человеку нужно оформлять новый договор в каждом конкретном магазине, и нередко ему навязывают дополнительные услуги в виде страховки и пр. «Мы изначально делали ставку на простую систему погашения задолженности — равные платежи, привязка к календарному месяцу (а не дате заключения договора), длинный период рассрочки — от 1 месяца до года, отсутствие скрытых платежей», — говорит Виктория Фролова.

Однако рынок карт рассрочки может и схлопнуться, считают некоторые участники розничного рынка. Это может произойти в том случае, если в России начнется бум цифровых платежей, как, например, в Китае, все оплаты проходят через мобильные приложения платежных систем Alipay и WeChat, в стране совсем не используются банковские карты. «Что произойдет с картами рассрочки и льготным периодом, когда на рынке появится Alipay. Вы приезжаете в Китай и понимаете, что там нет ни пластика, ни кошелька с картами. Есть один вариант оплаты, который и для ретейлера, и для потребителя бесплатен. Это и есть тренд», — высказал свое мнение вице-президент ГК «Новард» (сеть «Эконика») Сергей Саркисовна на Fashion Retail Russia.

«В Китае все меньше людей используют пластик и наличные, даже нищие там сидят с картонками, на которых нарисован QR-код для перевода денег (для оплаты продуктов, услуг или перевода денег нужно отсканировать QR-код продавца или того лица, кому надо перевести деньги), ведь в мобильных приложениях Alipay и WeChat предусмотрены такие финансовые инструменты, как покупка в кредит», — говорит представитель китайского интернет-магазина. Впрочем, участники российского рынка, опрошенные MarketMedia, считают, что картам рассрочки в России ничего не угрожает и они продолжат набирать популярность. Еду нужно покупать каждый день.