Накануне Хэллоуина Американская ассоциация аттракционов с привидениями назвала тридцадку самых популярных в США мест для любителей острых ощущений. Одни из них находятся в реальных бывших тюрьмах, другие — на заброшенных фермах, третьи — в пустующих домах. Есть в жуткой тридцатке и те, которые находятся в торговых центрах. Например, House of Torment. Это бывший молл, который поделен на три зоны, где обитают жертвы генетических мутаций, вампиры и каннибалы. По статистике, ежегодно такие аттракционы посещают более 12 млн человек. Большая часть из них делает это в Хэллоуин.
История вопроса
В ночь с 31 октября на 1 ноября в англоязычных странах отмечается Хэллоуин (староанглийское название от All hallow ees — Месса всех святых) — старинный кельтский праздник, именуемый также кануном Дня всех святых. Он ознаменовывал собой завершение старого и переход в новый год. С наибольшим размахом Хэллоуин отмечается в США и Канаде. В США Хэллоуин — праздник, когда продается больше всего конфет, он второй после Рождества по общему обороту предпраздничных продаж. Неофициальные столицы праздника — Лос‑Анджелес и Нью‑Йорк, где в Хэллоуин проходят красочные гулянья и карнавалы. С начала 2000-х праздник нашел своих почитателей в России и в Европе.
Спасительные дома с привидениями
Временем активного появления тематических домов с привидениями в Америке считается Великая депрессия. Вообще, как оказалось, тот кризис стал «золотым» для индустрии развлечений, когда потерявшие работу американцы искали дешевые способы, как провести досуг, которого у них оказалось с избытком. Именно тогда особую популярность приобрели вечерние посиделки за прослушиванием радиопостановок, игры в больших компаниях (собственно, так появилась «Монополия»), походы в кино, чему способствовало решение Союза кинематографистов Америки снизить цены на билеты, бесплатно кормить в фойе кинотеатров и ввести лотерею, в которой мог победить обладатель «счастливого билета». Не остались в стороне и дома с призраками. Правда, возникли они, если верить историкам, как реакция на хулиганские действия молодежи. Долгое время Хэллоуин был ночью, когда дети и подростки творили, как говорится, что хотели. Дело даже доходило до воровства и порчи чужого имущества, правда, особого наказания из-за праздника не следовало. Подобные шалости и без того влетали всем в копеечку, а тут еще и кризис. В одних штатах стали запрещать Хэллоуин, а вот в других решили направить молодую энергию в мирное русло: там, чтобы отвлечь детей от хулиганства, взрослые взялись организовывать костюмированные вечеринки, представления, походы в дома с привидениями.
Активному появлению таких домов с привидениями способствовали благотворительные акции, в том числе проводимые The Jaycees (эта некоммерческая организация возникла в 1920 году, с тем чтобы дать молодым людям возможность развивать личные и лидерские навыки через служение другим). Jaycees поощряли своих членов строить дома с привидениями в заброшенных зданиях или в полях на благотворительные средства, этим организация и стала известна по всей Америке. В конце 1950-х центром проведения Хэллоуина стала Калифорния. Здесь как грибы после дождя открывались дома с призраками. В начале 1960-х они стали появляться уже по всей стране. Некоторые из открытых тогда домов работают до сих пор, к примеру, «Школа с привидениями», расположенная в Акроне (штат Огайо), сегодня входит в топ-30 аттракционов с привидениями. Но иконой американской культуры дома ужасов стали в августе 1969 года, когда в «Диснейленде» был открыт «Особняк с привидениями». Аттракцион получил ошеломляющий успех: вскоре после открытия его посетили более 82 тыс. человек за один день. А вот золотым стандартом праздника Хэллоуина считается аттракцион «Приключение Нотта на Хэллоуин», появившийся в 1973 году в тематическом Буэна-Парке. На время праздника почти 650 тыс. м2 территории превращается в сплошной ужас с бродящими монстрами, пугающими лабиринтами и «зонами паники».
В начале 1980-х все закончилось, точнее стало началом конца для домов с привидениями, открытых на благотворительной почве. В мае 1984 года в парке развлечений Six Flags Great Adventure загорелся аттракцион «Заколдованный замок», в котором погибли восемь подростков. Итогом стали уголовные дела, гражданские иски, ужесточение требований пожарной безопасности, строительных норм и правил, а также проверки похожих аттракционов по всей стране. После трагедии многие благотворительные дома с привидениями из-за неспособности финансировать повышенные требования безопасности были закрыты. Сегодня в домах ужасов обязательна система пожаротушения, четко обозначенные выходы, предупреждающие знаки, которые заранее сообщают клиентам, например, о сильном тумане, интенсивных вспышках, громких звуках и музыке, а также о запрете посещения таких аттракционов беременными и людьми, имеющими проблемы с сердцем.
Современные аттракционы вводят еще и свои дополнительные правила. Например, в одном из домов ужасов, где посетители должны пройти по бывшей фабрике гробов, владелец которой, по легенде, погиб от того, что на него обрушилась их целая гора, ввели стоп-слово для тех, кто вдруг почувствует, что нервы не выдерживают. В тот же миг, как слово произнесено, из тьмы выходят сотрудники аттракциона и заботливо выводят человека с фабрики. Правда, после этого его имя попадает в так называемый «цыплячий список», который ведут владельцы аттракциона. Говорят, за 30 лет, пока работает «Фабрика гробов», по ней прошли от начала до конца почти 500 тыс. человек.
С конца 1980-х — начала 1990-х годов дома с привидениями стали превращаться в обычный бизнес, а с начала 2000-х этот формат экспортируется в другие страны. Сегодня в США работает почти 1,5 тыс. профессиональных домов с привидениями, примерно 300 тематических парков проводят ужас-тематические мероприятия, и более 3 тыс. домов с привидениями работают на благотворительной основе. Оценить объем этой индустрии в США сложно: крупные тематические парки, принадлежащие известным операторам, например Halloween Horror Nights от Universal Studios, Haunted Mansion от Walt Disney Company, и др., избегают всяких упоминаний о посещаемости своих парков или доходах.
Сладкие покупки
У домов с привидениями на Хэллоуин есть своя специфика: они работают только в сезон, с конца сентября или начала октября до последней недели октября или первой недели ноября. От обычных домов с привидениями эти аттракционы отличаются тем, что используют в своей символике стога сена и кукурузные лабиринты. Конечно, нынешние аттракционы дадут фору по испытываемым эмоциям домам с призраками начала прошлого века. Сегодня, чтобы как следует напугать гостей, как того требует праздник, используется множество эффектов: интенсивное освещение (стробоскопы, черные фары и т.д.), аниматроника, CGI (от англ. computer-generated imagery, то есть «изображения, сгенерированные компьютером», — неподвижные и движущиеся изображения, сгенерированные при помощи трехмерной компьютерной графики. — Ред.), ароматические дозаторы, туман-машины, вращающиеся тоннели, воздушные пушки и т.д. В представлениях задействуют также и актеров, одетых в сложные костюмы, в страшные маски. Причем в некоторых аттракционах актеры не просто пугают гостей, а могут их трогать, но профессиональные сообщества домов привидений считают это недопустимым.
Посещение ужасного места, где тебя могут напугать, — это такой же обязательный атрибут Хэллоуина, как и тыквенный светильник, выпрашивание сладостей, костюмы и гадания. В этом году, по данным Национальной федерации розничной торговли (National Retail Federation), ожидается, что на все это, без аттракционов, американцы потратят $8,9 млрд. Праздновать этот день собираются 68% опрошенных. Они намерены потратить на костюмы $3,2 млрд, на конфеты — $2,6 млрд, на украшения — $2,7 млрд и на поздравительные открытки — $390 млн. Среди тех, кто празднует, 69% планируют раздавать конфеты, 49% — украсить свой дом или двор, 47% наденут костюмы, 44% вырежут тыкву, 32% устроят или посетят вечеринку, 29% примут их, 22% детей будут посещать дом с привидениями, а 17% будут одевать своих питомцев в костюмы. По некоторым оценкам, сезонные дома с призраками ежегодно зарабатывают до $300 млн.
Страна нестрашных аттракционов
С конца 1990-х годов мода на Хеллоуин пришла в Европу и в СНГ, в том числе и в Россию. Некоторые народные избранники и представители РПЦ восприняли кельтский праздник в штыки, предлагая то запретить его, то ввести за него дисциплинарную ответственность учителей в школах, то проверить его на предмет пропаганды «чуждых культурных и деструктивных элементов». Но и без этого особой популярности в плане празднования среди россиян этот день не получил. Так, в прошлом году, по данным ВЦИОМ, Хэллоуин отмечали не более 3% населения, в то время как остальные респонденты утверждали, что вообще равнодушны к этому празднику. В этом году сохраняется примерно такая же ситуация: согласно последним данным исследователей, отмечать праздник будут все те же 3% респондентов, в основном молодежь от 18 до 24 лет. Как правило, все празднование ограничивается созданием костюма и посещением тематической вечеринки в клубе или ресторане, или у кого-то из друзей дома. Принятые в других странах выпрашивание сладостей в это время, а также посещение пугающих аттракционов — в нашей стране не распространены. «Парки ужасов или аттракционы страха — очень популярное во всем мире развлечение, — рассказывает вице-президент Российской ассоциации парков и производителей аттракционов (РАППА) Игорь Родионов. — Технологии развиваются таким образом, чтобы сделать «ужасающие эффекты» в подобных аттракционах максимально натуралистичными и неожиданными. Часто в подобных парках/аттракционах присутствует микс декораций, аниматроники, виртуальной реальности и иногда игра актеров. На выставках индустрии развлечений представлены целые разделы, посвященные данной тематике. Активно парки ужасов посещают в США и в Европе, там они очень популярны, в том числе в силу популярности праздника Хеллоуина. Полноценных аналогов в России, насколько я знаю, нет. Из известных проектов — «Ужасы Санкт-Петербурга» (ныне «Тайны Петербурга»). У нас «страшилки» не так легко приживаются, поскольку русские родители в принципе не любят пугать детей. Также у нас отсутствуют традиции праздников типа Хеллоуина, поэтому эти развлечения не так популярны. В основном у нас в парках развлечений аттракционы типа «комната/дом страха», причем не такие уж и страшные».
Как сообщили в Союзе ассоциаций и партнеров индустрии развлечений (САПИР), статистику «по страху» в организации не ведут, но добавили, что тема очень активно используется в среде организаторов квестов, это их «хлеб». «В парках, ориентированных на детско-семейную аудиторию, аттракционы, основанные на страхах, не слишком распространены, — уточнила исполнительный директор САПИР Наталья Сушкова. — Но праздник Хэллоуин довольно прочно вошел в годовые планы мероприятий парков во многом благодаря общей популярности этого языческого праздника в молодежной среде. Оригинально эту тему продвинули парк «ЧайЛэнд» в Мытищах (праздник «Тыквоград») и Центральный парк в Перми (праздник «ТыкваDay»). Пермяки, пожалуй, самые продвинутые в теме организации мероприятий на основе острых ощущений. У них проходил масштабный Мистический фестиваль, организован полноценный проект «Улица страхов» и т.п. В Петербурге очень удачно реализован проект «Тайны Петербурга».
Фульвио Тардини, консультант в области создания парков развлечений, автор книги «Парки развлечений в России. Проектирование. Строительство. Организация», так объясняет невысокий процент в российских развлекательных парках «страшных» аттракционов, которые он предпочитает называть экстремальными: «У таких аттракционов есть как плюсы, так и минусы. Главный плюс в том wow-эффекте, который обеспечивают такие аттракционы, и если они присутствуют в парке развлечений, то это обеспечивает их посещаемость. Правда, их не может быть много. Минус же в сложности подбора именно такого аттракциона, который бы сочетался со всеми остальными. Чтобы парк развлечений был экономически выгоден, при выборе того или иного аттракциона обязательно должен учитываться антураж всего парка». По его словам, в Хэллоуин парки развлечений могут «переодеваться», но создавать специальный тематический парк страха — дело непростое и дорогое.