Помните вкус бабушкиного пирога с капустой? Который с хрустящей корочкой и рассыпчатым тестом. Казалось бы, простые ингредиенты: мука, яйца, вода, капуста и соль, но получался самый вкусный пирог на свете. Почему же в кафе и магазинах не так? А все потому, что мало знать рецепт. Надо еще знать особые секреты. Так и с недвижимостью.

Сегодня разберем рецепт превращения рынка в проект, который притягивает жителей и туристов не один год. Раньше это был обычный продуктовый рынок «Меркаду да Рибейра» на берегу реки в городе Лиссабоне. Мясо, рыба, овощи и фрукты. Но потом его решили превратить в современный фуд-холл. Как? Разработали концепцию, провели реконструкцию, привлекли новых операторов, добавили грамотное маркетинговое продвижение.

Несколько цифр из презентации проекта, чтобы сложилось впечатление о масштабе и достижениях:

  1. Через 8 месяцев после открытия новый проект занял 2-е место по популярности среди туристов, посещающих Лиссабон (по оценке Tripadvisor).
  2. Средний балл — 4,5 и 58% оценок «отлично» по версии все того же tripadvisor. По состоянию на октябрь 2019 года — 4 и 80% оценок «отлично» и «очень хорошо».
  3. GBA — 7 тыс. м2, GLA — 3 тыс. м2, 800 посадочных мест.
  4. 24 ресторанчика, восемь фуд-киосков, восемь баров и три шеф-повара, имеющих мишленовские звезды.
  5. 3,1 млн посетителей в 2016 году. Почти в 2 раза больше, чем для других торговых объектов сопоставимой площади.


Что в этом проекте уникального, возможно, спросит, российский девелопер-скептик. Ну, взяли рынок, добавили в него фуд-корт. Но что-то же в нем привлекает более 3 млн посетителей в год? Чтобы понять секрет проекта, давайте по нему прогуляемся.

Первое, что отмечаешь, когда попадаешь в это место, — это отсутствие запаха рынка. Такого застарелого запаха остатков продуктов, грязных палет и контейнеров. Этого здесь нет совсем. Стерильная чистота (если этот термин можно применить к рынку).

Планировка рынка очень простая — в центре расположен большой зал на 800 посадочных мест. Я фотографировал его утром, сразу после открытия, поэтому народу нет, но вечером, да еще в выходной день, найти свободный стул здесь нереально.
Планировка рынка очень простая — в центре расположен большой зал на 800 посадочных мест. Я фотографировал его утром, сразу после открытия, поэтому народу нет, но вечером, да еще в выходной день, найти свободный стул здесь нереально.Архив «ММ»
В соседнем зале справа расположены фруктово-овощные ряды. Ничего примечательного, идем дальше.
В соседнем зале справа расположены фруктово-овощные ряды. Ничего примечательного, идем дальше.Архив «ММ»
Ряды свежей рыбы и морепродуктов. Рядом порт, Атлантический океан в паре десятков километров. Странно, если бы ее здесь не было.
Ряды свежей рыбы и морепродуктов. Рядом порт, Атлантический океан в паре десятков километров. Странно, если бы ее здесь не было.Архив «ММ»
Креветки, омары, устрицы, кальмары и далее по списку. Все абсолютно свежее.
Креветки, омары, устрицы, кальмары и далее по списку. Все абсолютно свежее.Архив «ММ»
По краям цветочные лавочки. В центре столики с народными промыслами и сувенирами ручной работы. Основная целевая аудитория посетителей — туристы.
По краям цветочные лавочки. В центре столики с народными промыслами и сувенирами ручной работы. Основная целевая аудитория посетителей — туристы.Архив «ММ»
Мне повезло, в субботу эта кафешка работала, и я отстоял очередь, чтобы выпить кофе с традиционным лиссабонским пирожным «паштел» (маленькая корзиночка из хрустящего слоеного теста со сладким заварным кремом, сделанным на основе сахарного сиропа, сливок и яичных желтков). А в понедельник это кафе было почему-то закрыто. Кстати, важный момент: почти все такие кафе имеют сквозной проход, что очень удобно — можно пройти на рынок или выйти из него в разных местах.
Мне повезло, в субботу эта кафешка работала, и я отстоял очередь, чтобы выпить кофе с традиционным лиссабонским пирожным «паштел» (маленькая корзиночка из хрустящего слоеного теста со сладким заварным кремом, сделанным на основе сахарного сиропа, сливок и яичных желтков). А в понедельник это кафе было почему-то закрыто. Кстати, важный момент: почти все такие кафе имеют сквозной проход, что очень удобно — можно пройти на рынок или выйти из него в разных местах.Архив «ММ»
Я приехал к самому открытию рынка. Сразу на входе встретил кафе с несколькими видами завтрака. Сэндвичи, омлеты, круассаны, кофе. Несмотря на то что рынок открывается в 10, не все арендаторы пунктуальны. Некоторые точки еще только готовились к открытию. Знакомая история, правда? В 10:17, когда я подошел к девушке и попросил кофе, она еще наводила утренний макияж. «Мы закрыты на 10 минут», — сказала она. Я решил не ждать и выпить кофе в другом месте. Тем более что мест тут более чем достаточно.
Я приехал к самому открытию рынка. Сразу на входе встретил кафе с несколькими видами завтрака. Сэндвичи, омлеты, круассаны, кофе. Несмотря на то что рынок открывается в 10, не все арендаторы пунктуальны. Некоторые точки еще только готовились к открытию. Знакомая история, правда? В 10:17, когда я подошел к девушке и попросил кофе, она еще наводила утренний макияж. «Мы закрыты на 10 минут», — сказала она. Я решил не ждать и выпить кофе в другом месте. Тем более что мест тут более чем достаточно.Архив «ММ»
Крем-супчики-конструкторы. Выбираете основу и что вам добавить. Популярная тема в Европе. Особенно хорошо съесть горячий суп в холодный день на улице.
Крем-супчики-конструкторы. Выбираете основу и что вам добавить. Популярная тема в Европе. Особенно хорошо съесть горячий суп в холодный день на улице.Архив «ММ»
Хамон разных видов и расфасовки. На прилавке уже мелко нарезанный в сопровождении свежей дыни. Почти все продавцы имеют встроенный датчик движения. Даже если он стоит к вам спиной и что-то режет, заворачивает, расставляет, а вы приближаетесь вплотную к прилавку, он тут же поворачивается, приветственная улыбка на лице — и дежурное «Hola». Как в хорошем ресторане, вам не надо звать официанта, он сам увидит, что у вас закончилось вино в бокале или можно нести десерт.
Хамон разных видов и расфасовки. На прилавке уже мелко нарезанный в сопровождении свежей дыни. Почти все продавцы имеют встроенный датчик движения. Даже если он стоит к вам спиной и что-то режет, заворачивает, расставляет, а вы приближаетесь вплотную к прилавку, он тут же поворачивается, приветственная улыбка на лице — и дежурное «Hola». Как в хорошем ресторане, вам не надо звать официанта, он сам увидит, что у вас закончилось вино в бокале или можно нести десерт.Архив «ММ»
Винная лавочка.
Винная лавочка.Архив «ММ»
Обратите внимание, что все вывески сделаны в едином стиле. Это придает фуд-холлу ощущение единого пространства и концепции.
Обратите внимание, что все вывески сделаны в едином стиле. Это придает фуд-холлу ощущение единого пространства и концепции.Архив «ММ»
Дизайнер поработал и над навигацией. Все хорошо видно и легко читается. Симпатичный поросенок встретится нам еще раз, на карточке гостя. Для любителей все переводить: надпись белым внизу означает «Внимание, стаканы и тарелки внутри».
Дизайнер поработал и над навигацией. Все хорошо видно и легко читается. Симпатичный поросенок встретится нам еще раз, на карточке гостя. Для любителей все переводить: надпись белым внизу означает «Внимание, стаканы и тарелки внутри».Архив «ММ»
Чтобы лучше понять концепцию, размещение функций по этажам и логистику, давайте зайдем на сайт этого проекта: https://www.timeoutmarket.com/lisboa/en/. Знакомый темный фон. Похож на сайт фуд-молла московского «Депо». Нулевой уровень. Понашему это 1-й этаж. В центре зал, по периметру ресторанчики и бары. Нажав на иконку, можно по каждому участнику узнать биографию шеф-повара, меню и парочку фото фирменных блюд. Это мелочь, но информационное наполнение в современном мире — важная часть любого проекта. Ради интереса я даже зашел на этот сайт с телефона. Мобильная версия сайта есть и прекрасно работает.
Чтобы лучше понять концепцию, размещение функций по этажам и логистику, давайте зайдем на сайт этого проекта: https://www.timeoutmarket.com/lisboa/en/. Знакомый темный фон. Похож на сайт фуд-молла московского «Депо». Нулевой уровень. Понашему это 1-й этаж. В центре зал, по периметру ресторанчики и бары. Нажав на иконку, можно по каждому участнику узнать биографию шеф-повара, меню и парочку фото фирменных блюд. Это мелочь, но информационное наполнение в современном мире — важная часть любого проекта. Ради интереса я даже зашел на этот сайт с телефона. Мобильная версия сайта есть и прекрасно работает.Архив «ММ»
Это второй уровень рынка. Помимо ресторана, бара и магазина там есть и коворкинг. Кстати, входящий в топ-10 популярных мест города, где можно поработать. Тарифы —от 100 до 350 евро в месяц без учета НДС.
Это второй уровень рынка. Помимо ресторана, бара и магазина там есть и коворкинг. Кстати, входящий в топ-10 популярных мест города, где можно поработать. Тарифы —от 100 до 350 евро в месяц без учета НДС.Архив «ММ»
А это карточка гостя с поросенком. Предназначена для корпоративных посещений и конференций. На карточку можно положить от 15 до 50 евро и расплачиваться ею во время проведения мероприятия.
А это карточка гостя с поросенком. Предназначена для корпоративных посещений и конференций. На карточку можно положить от 15 до 50 евро и расплачиваться ею во время проведения мероприятия.Архив «ММ»
На эту надпись я наткнулся, когда переходил из фуд-холла в зону рынка. В этих простых словах заложен смысл всего проекта. Если их художественно перевести, то получится: «Фастфуд? Не торопитесь. Вы когда-нибудь слышали о куриных бургерах? Куриных пиццах? Или даже куриных сэндвичах? Возможно, нет. Time Out market в Лиссабоне — первый рынок в мире, где все было отобрано, опробовано и протестировано независимой группой экспертов: журналистами и критиками Time Out. Есть простое правило: если это хороший продукт — он продается в магазине, если отличный — на рынке».
На эту надпись я наткнулся, когда переходил из фуд-холла в зону рынка. В этих простых словах заложен смысл всего проекта. Если их художественно перевести, то получится: «Фастфуд? Не торопитесь. Вы когда-нибудь слышали о куриных бургерах? Куриных пиццах? Или даже куриных сэндвичах? Возможно, нет. Time Out market в Лиссабоне — первый рынок в мире, где все было отобрано, опробовано и протестировано независимой группой экспертов: журналистами и критиками Time Out. Есть простое правило: если это хороший продукт — он продается в магазине, если отличный — на рынке».Архив «ММ»
Еще один элемент концепции этого проекта —академия Time Out. Почти каждые выходные здесь проходят мастер-классы для детей и взрослых. Шеф-повара учат готовить пиццу, бургеры, блюда индийской и китайской кухни. Это создает дополнительный повод для посещения и повышает трафик.
Еще один элемент концепции этого проекта —академия Time Out. Почти каждые выходные здесь проходят мастер-классы для детей и взрослых. Шеф-повара учат готовить пиццу, бургеры, блюда индийской и китайской кухни. Это создает дополнительный повод для посещения и повышает трафик.Архив «ММ»
Фото на десерт.
Фото на десерт.Архив «ММ»
Планировка рынка очень простая — в центре расположен большой зал на 800 посадочных мест. Я фотографировал его утром, сразу после открытия, поэтому народу нет, но вечером, да еще в выходной день, найти свободный стул здесь нереально.
Планировка рынка очень простая — в центре расположен большой зал на 800 посадочных мест. Я фотографировал его утром, сразу после открытия, поэтому народу нет, но вечером, да еще в выходной день, найти свободный стул здесь нереально.Архив «ММ»


Итак, у этого проекта есть несколько секретов успеха, которые, похоже, никто особенно и не скрывает.

Первый секрет: простота
Не надо усложнять. Никаких архитектурных изысков, многофункциональных зон или громких имен. Свежие продукты, местная кухня. Место, где приятно позавтракать, сытно пообедать или провести ужин с партнерами или друзьями.

Второй секрет: персонал
Его профессионализм проявляется в мелочах. Достаточно посмотреть, как утром кулинар бережно раскладывает на пирожные ягоды красной смороды. Ровно по три на каждую. Я так засмотрелся на процесс, что даже забыл его сфотографировать.
Или на охранника, который в стильной, хорошо подогнанной по фигуре форме объясняет что-то туристу. Вежливо и с улыбкой.



Третий секрет: быстрое обслуживание
Как в «Макдоналдсе», где каждого посетителя должны обслужить в течение 90 секунд. Фастфуд не зря содержит в себе слово «fast», это не ресторан, чтобы сидеть и ждать свое блюдо по 20-30 минут.

Четвертый секрет: ваш посетитель — лучший критик
На tripadvisor у этого места более 800 отзывов, из них 80% положительных и только 7% отрицательных. Но мы же знаем, что в этом мире всегда найдется 10% людей, которые всегда и всем будут недовольны. Плюс не забывайте, что здесь периодически бывают независимые критики и эксперты, которые в первую очередь оценивают качество по четким критериям.

Пятый секрет: место притяжения
Кулинарные мастер-классы, концерты, корпоративные мероприятия, тематические вечеринки, дегустации — каждые выходные, каждый месяц. Из года в год. Завоевать титул лучшего проекта — это одно. Но удерживать его на протяжении длительного времени — это большая и кропотливая работа.

Шестой секрет: опыт международного игрока
Этот проект принадлежит группе компаний Time out, которая профессионально занимается медийным бизнесом и развлечениями с 1968 года. Компания предоставляет рекомендации по развлечениям, питанию и напиткам международной аудитории в печатных и электронных изданиях. Международный опыт, умноженный на местное качество, дает хороший результат, который компания планирует развивать дальше. В планах открытие подобных рынков в Лондоне и Праге в 2021 году.