Интернет-магазин для покупателей — это прежде всего каталог. Качество и привлекательность фотографий напрямую влияют на продажи, особенно когда дело касается выбора продуктов. В каталоге iGooods более 180 тыс. наименований. Фотографии должны быть максимально понятными для пользователя и отражать все детали продуктов. Например, чтобы можно было отличить друг от друга 30 видов помидоров. 

1

Почему нельзя использовать чужие фотографии

У ретейлеров и поставщиков есть свои фотографии товаров, но их использование ограничено авторским правом. Их можно использовать после подписания соглашения, но только если снимки соответствуют нашим требованиям. Каждая сеть обладает собственным стилем фотосъемки, а нам нужно единство концепции. Мы работаем с одним фотографом уже почти 5 лет и после каждой съемки составляем соглашение о передаче исключительных авторских прав на фотографии. Таким образом, iGooods получает право использовать их на сайте и в соцсетях.  

2

Как организовать фотосьемку

Продукты фотографируют для каталога прямо в гипермаркете. Вывезти примерно 2 тыс. товаров в фотостудию и вернуть их целыми и не просроченными обратно — практически невыполнимая задача. Так что съемочная команда приезжает в магазин и оборудует студию на месте, обычно где-то в технических помещениях. Для фона используют листовой пластик, для ровного света — софтбокс, насадки на вспышки, студийные стойки, устройства синхронизации. В съемочную команду входят: фотограф с полнокадровым фотоаппаратом и несколькими объективами, ассистент и два-три помощника для сборки продуктов.

В день команда успевает сфотографировать 400-600 товаров. Ассортимент гипермаркета составляет в среднем 30 тыс. позиций. Это означает, что на его съемку может уйти более 2 месяцев. Сейчас, когда основной каталог уже создан, мы фотографируем не такими большими партиями, а добавляем только новые позиции. Как только мы получаем информацию о редизайне продуктов, стараемся максимально быстро заменить визуальный контент. Например, в последнюю фотосессию мы полностью отсняли продукцию PitProduct после ребрендинга.

Один день съемки с учетом аренды оборудования, без обработки фотографий, обходится в 12-20 тыс. рублей в зависимости от региона. Поскольку постоянной съемки в одном городе нет, то нанимать штатного фотографа нет смысла, здесь возможен только аутсорсинг.


Пример удачной фотосессии для каталога
Пример удачной фотосессии для каталогаФото предоставлено пресс-службой
Пример неудачной фотосессии для каталога
Пример неудачной фотосессии для каталогаФото предоставлено пресс-службой
Пример неудачной фотосессии для каталога
Пример неудачной фотосессии для каталогаФото предоставлено пресс-службой
Пример удачной фотосессии для каталога
Пример удачной фотосессии для каталогаФото предоставлено пресс-службой



3

Как часто обновляется каталог

Проведение новых съемок привязано также к праздникам и смене сезонов. Весной мы фотографируем летние аксессуары вроде надувных бассейнов и пляжных зонтов, к 8 марта и 23 февраля — подарочные наборы и конфеты. К этому Новому году отсняли праздничный декор, сладкие подарки и игрушки.

4

Как правильно фотографировать товары

Есть особые группы товаров, «вкусно» сфотографировать которые — нетривиальная задача. Например, колбаса и другие продолговатые продукты не помещаются в кадр и смотрятся непонятно. Даже сами производители колбас не всегда могут сфотографировать их аппетитно. Фотограф перебирает множество ракурсов до тех пор, пока не находит наиболее удачный. Продукты в блестящих упаковках типа чипсов, снеков, печенья, сливочного масла бликуют. Еще сложнее работать с продукцией собственного производства, упакованной в пленку: печенье, сладости. Все товары, у которых есть прозрачная упаковка, требуют особых настроек освещения. 

Некоторые дефекты все равно приходится убирать при помощи графических редакторов. Вся ретушь заключается в выравнивании по осям, настройке контрастности, увеличении резкости, яркости, создании белого фона, ретуши бликов и добавлении теней для объема.

Отдельная категория продуктов — заморозка. Работать с ней в условиях импровизированной студии особенно интересно: пельмени, замороженная клубника и креветки начинают оттаивать при комнатной температуре. Чтобы этого не произошло, фотограф и помощники работают в режиме пит-стопа, быстро меняя продукты и возвращая их в морозилку. Дополнительная сложность состоит в том, что они тоже бликуют, и для них тоже нужно искать подходящий ракурс.

Фотографии выгружают в каталог на сайте специалисты отдела разработки или контент-менеджеры. Первые фотографии могут быть загружены через неделю после проведенной съемки. Описание продуктов, которое вы видите на сайте, предоставляется производителем или просто копируется с упаковки.



Мнение Григория Куниса о том, кто купил колбасу в «СберМаркет», можно почитать здесь