Выход на рынок e-grocery крупнейшего российского банка — Сбербанка — с его бюджетами на продвижение и медиаресурсами ускорит переход потребителей из офлайна в онлайн. От этого выиграют все участники, но инвестиции в сегмент могут не окупиться для самого банка: клиенты очень требовательны к сервисам доставки продуктов и могут уйти к конкурентам, если качество услуги им не понравится.

В начале ноября Сбербанк закончил тестирование собственного сервиса доставки продуктов — «СберМаркет» — в Ростове-на-Дону и в Краснодаре и решил расширить географию: теперь доставка доступна в 31 городе России. Банк стал акционером Instamart и на его основе создал собственный сервис. Интерес крупнейшей финансовой организации к новому сегменту понятен — доставка еды и продуктов на сегодняшний день один из самых быстроразвивающихся рынков.

По данным INFOLine, российский e-grocery за 2018 год вырос на 50%, до 23 млрд рублей, а в 2019 году он может увеличиться до 35 млрд рублей. По нашим оценкам, на Москву и Петербург приходится более 85% от общего рынка в стоимостном выражении. Это объясняется очевидными причинами: в столицах выше покупательная способность и плотность населения. В этих городах работают больше 40 сервисов по доставке и интернет-магазинов продуктов. В регионах насыщенность и проникновение сервисов меньше, но востребованность услуги на очень высоком уровне.

Спрос диктует предложение, поэтому к отрасли значительно вырос интерес со стороны инвесторов. Только за последний год стало известно о начале работы не менее пяти новых игроков. Среди них — DostaMarket, «Самокат», GetFaster и др. Стоимость порога входа на рынок повышается, но будущий рост сегмента обещает возврат инвестиций. Несмотря на большую конкуренцию, потенциал рынка еще не исчерпан — на интернет-доставку продуктов приходится меньше 1% от всего розничного оборота сетей.

Сами ретейлеры тоже развивают собственную доставку. «Перекресток» и «О’Кей» продолжают вкладывать значительные средства в развитие своих сервисов. Привлечение новой аудитории из офлайна в онлайн — общая задача всех игроков, чтобы общий пирог рос большими темпами.

Преимущество «СберМаркета» — в его ресурсах и влиянии на будущих клиентов. У банка огромная аудитория, которой он может рассказать о новой услуге: в системе «Сбербанк Онлайн» и СМС-банк 66,3 млн активных пользователей. Это большой плюс для российского e-grocery: сервис сможет перевести новых клиентов из офлайн-покупателей продуктов в онлайн. Таким образом объем рынка за счет увеличившихся оборотов вырастет в разы. Часть клиентов останутся у «СберМаркета», а часть перейдут к другим игрокам.

У Instamart были технические недоработки, которые может унаследовать и «СберМаркет», что негативно скажется на сервисе. Например, несовершенство поиска продуктов. Сфера e-grocery очень активно развивается. Стартапам лучше удается адаптироваться к изменяющемся потребностям. Сможет ли так же гибко находить решения Сбербанк — пока неясно. Финансовая подушка у Сбербанка достаточная, чтобы долгое время работать в убыток. Банк может демпинговать и обеспечивать низкую стоимость доставки, которая является важным фактором в принятии решения для заказа. Все это позволит быстро нарастить базу клиентов, но на последующих этапах развитие будет идти сложнее.

«СберМаркет» пока работает только с тремя розничными сетями — теми же, что и Instamart. Это очень серьезное ограничение по логистике, если стоит цель покрыть доставкой все районы городов. Затраты будут очень высокими, а время доставки будет варьироваться в довольно широком диапазоне. При этом существующие игроки — Golama и iGooods — имеют большее число сетей-партнеров, а разнообразие выбора — один из ключевых критериев при выборе сервиса.



Время доставки у всех крупнейших сервисов одинаковое — 1-1,5 часа. Но время интервала ожидания заказа (интервал, в который может приехать курьер) отличается: у iGooods — 30 минут, у Instamart — 2 часа, у Golama время доставки и ожидания — от 1 часа с момента заказа.

Еще один важный момент — будет ли новый сервис транслировать своим клиентам акционные цены на продукты. Товары по промо составляют существенную долю корзины у потребителей.

У россиян очень трепетное и требовательное отношение к услуге и качеству продуктов, которые они не выбирают самостоятельно на полках в магазине. В конечном итоге на таком высококонкурентном рынке будет решать клиент, какой сервис выбрать.