Мы часто слышим об экономике впечатлений, но нам бывает сложно представить себе, что это такое. Несмотря на то, что экономика впечатлений — это суровая российская действительность, где создать впечатление может быть единственной задачей компании, будь то контролируемый государством ресурсодобывающий гигант или пиццерия с доставкой.

Дело не в менталитете или культуре, где всегда форма была важнее содержания. Это не особенности восприятия или оценки, это рациональный экономический расчет. Он дает возможность развитию сервисов, которые правильно было бы назвать «бедными», но мы называем «модными». И в этом — самая сила этой самой экономики впечатлений. Она комплиментарна по отношению ко всем участникам экономических отношений.

Сейчас на волне тема «дарк китчен». Волна хайпа, поднятая ребятами из фудтеха, сказывается на всех. Это не только рост KPI менеджеров интернет-гигантов, которые активно продвигают синтезированный внутри себя и в чем-то даже противоестественный формат. Это еще и интерес со стороны клиентов, которые не могут себе позволить поход в ресторан. Удастся ли при помощи пиар-машины сломить гостей, навязав им новый формат потребления?

О том, как устроен dark store сети Перекресток можно посмотреть здесь



Все зависит от приложенных усилий, хотя посещение кафе и ресторанов — это порой единственное, что отделяет нас от ощущения полной бедности. Это граница, за которой новые эмоции становятся исключительно виртуальными. Поэтому чашка кофе со свежей булочкой или суши на деревянной скамейке в псевдояпонском заведении — это бастион, который падет последним. Ведь дело не в еде, а в смене обстановки. В иной атмосфере, в которую иногда возможно лишь одним способом — пойти поесть.

Именно поэтому мы видим расцвет весьма посредственных с точки зрения кухни, но безупречных с точки зрения подачи впечатления ресторанов. Маленькие порции, хитрые меню с чем-то неожиданно подкопченным или засувиженным, сложные десерты: сочетания, захватывающие дух или погружающие в размышления. Все это про эмоции. И приходят в подобные места с крохотными порциями и блюдами по 300-500 рублей не за едой, а за переживаниями, которые отдалят вас от рабочей рутины и серых будней.

Это абсолютно грамотный ход ресторана, отчетливо понимающего, что простой едой высокого качества гостей не накормить, — это либо недоступно совсем, либо слишком дорого. Да и не слишком понятно тем, кто привык питаться едой, купленной в любом из сетевых гипермаркетов. И остается одно — пытаться радовать гостя не простой рыбой сегодняшнего улова, а редким сочетанием василька и козлобородника, которым будет украшен кусок вашего сувидного лосося на копченом твороге. Это бизнес впечатлений, да.

Но ведь как резонирует! И как соответствует потребностям аудитории, которая хочет беднеть достойно, не теряя статуса. Предотвратить процесс становится невозможно, но тогда на смену владению приходит пользование — доступный способ произвести впечатление на себя и на окружающих. Эмоции от ресторана вполне дополняются эмоциями от каршеринга, коливинга и коллаборирования в опен-спейс-коворкинге. Потому как ни на машину, ни на квартиру, ни на офис у нас просто нет денег. Потому как час нашей работы стоит слишком мало, и тратить на работу приходится возможный максимум часов нашего дня. А то и больше.

Подробнее о том, как аренда вещей теснит торговлю, можно почитать тут



Откуда тогда радость общения в ресторане за обедом длиной в час? Откуда приятный вечер среды, который мы проводим, делая домашнюю пасту с семьей? Нам нужны сконцентрированные впечатления, быстро и по максимально низкой цене — потому как на иное у нас просто нет… нет, не денег — времени.

Именно на это и хочется обратить внимание. Ведь проблема порождаемого бедностью спроса на высокотехнологичные алгоритмы, позволяющие экономить время и деньги на посещении ресторана (ах, он приедет к вам домой!), зачастую не в том, что у вас нет денег на поход в реальный ресторан, а в том, что на это у вас нет времени. И проблема эта решается не ростом доходов, а повышением компетенций и сменой образа жизни, иной расстановкой приоритетов.

А пока подобная задача не решена — мы стремимся к «концентрированному удовольствию», для которого вполне подходит пользование вместо обладания и впечатления от формы вместо удовольствия от содержания. Оценить содержание у нас просто не хватает времени. Поэтому, возможно, «темные кухни» не такая и плохая идея.

Да, бесполезно сравнивать спинку свежего лосося с хрустящей сливочной корочкой на подогретой тарелке с такой же, но в бумажной коробке и через 30 минут у вас дома. Но для большинства такой вопрос и не будет стоять — сравнивать не с чем. Лишь с другой такой коробочкой, но от другой фабрики по зарабатыванию денег. Если, конечно, вы проголосуете за такой подход своим рублем. Или не поддержите часом своего времени альтернативный.

Экономика впечатлений — это красиво. Вопрос лишь в том, ограничиваются ли впечатления формой или же касаются и содержания. Когда вы заняты лишь первым, вы свободны в своих заявлениях рынку, бизнес-моделях и темпах роста. Но если вы задумываетесь и «вглубь», размышляя не только о том, как упростить потребителю задачу расстаться с деньгами в обмен на быстроту и дешевизну, многие возможности, которые дарит нам дивный цифровой мир, приходится оставить неиспользованными. Как в бизнесе, так и в быту. Чтобы получить не быстрый заряд эмоций, а полноценную жизнь день за днем.

Другие колонки Сергея Славинского читайте здесь