На днях Пенсионный фонд России утвердил форму, порядок заполнения и электронный формат отчета о трудовой деятельности работников взамен уходящих в небытие бумажных трудовых книжек. Использовать форму, которая называется СЗВ-ТД, придется уже с 17 февраля.

Валентина Митрофанова

Учредитель и руководитель группы компаний IPK Group (Институт профессионального кадровика, IPK Consulting). Более 20 лет стажа. Практикующий консультант в области кадрового делопроизводства и трудового законодательства, ведущий российский бизнес-тренер. Имеет два высших профессиональных образования — экономическое и юридическое. Кандидат экономических наук. Большой опыт участия в инспекционных проверках, проводимых инспекцией по труду, ФСС, Пенсионным фондом, налоговой инспекцией и др. Опыт судебной практики по вопросам трудовых конфликтов как со стороны работодателя, так и со стороны работников.



Напомню об основных шагах, которые кадровики должны предпринять в 2020 году в связи с переходом от бумажной трудовой книжки к сдаче отчетности по трудовой деятельности работников в электронном виде. Новый ФЗ-439, так называемый закон об отмене трудовых книжек, вступил в силу 1 января 2020 года. В нем дана дорожная карта, которая описывает, что должны сделать кадровики в рамках этого закона.

В первую очередь необходимо пересмотреть локальные нормативные акты. У многих это правила внутреннего распорядка, в которых обычно указывается, какие документы работник предъявляет при приеме на работу, какие документы работодатель ему выдает при прекращении трудовых отношений, положение о внутренней службе, должностные инструкции для тех, кто работает с трудовыми книжками, и т.д. Но, возможно, есть и другие локальные нормативные акты. Так вот в них необходимо внести правки.

То есть все те локальные нормативные акты, в которых упоминается порядок работы с трудовой книжкой, нужно пересмотреть и скорректировать. Если у вас в нормативных актах упоминается трудовая книжка, то везде необходимо будет внести техническую правку наподобие той, которая используется в официальных документах: там, где раньше было написано трудовая книжка, теперь должно быть написано либо «и», либо «или» — это важно — сведения, подтверждающие трудовую деятельность согласно ст. 66.1 ТК. Если ваши нормативные локальные акты не нуждаются в такой корректировке, то я рекомендую документально это зафиксировать в виде служебной записки либо в виде акта для проверяющих комиссий.

Следующий шаг — обеспечить техническую готовность компании для передачи отчетности в Пенсионный фонд о стаже работников в электронном виде. На сайте ПФ размещены требования, которые необходимо будет соблюдать для технического обеспечения. Думаю, проблем у компаний, которые уже работают с электронной отчетностью, не должно возникнуть.

Как кадровик защищает бизнес от рисков читайте здесь.



Одна из основных обязанностей, которая установлена в этом году для работодателя, — это выдача работникам уведомлений. При этом речь идет не о коллективном уведомлении, а о персональном. То есть каждый сотрудник компании должен получить от отдела кадров уведомление до 30 июня 2020 года.

Важный момент этого уведомления — содержание. Необходимо не просто сообщить, что до конца года работник должен определиться, хочет ли он, чтобы работодатель вел его трудовую книжку в бумажном варианте или достаточно того, чтобы компания подавала сведения о его трудовом стаже в электронном виде, нужно, согласно закону, известить работников обо всех изменениях, которые происходят в законодательстве и связаны с отменой бумажных трудовых книжек. То есть это уведомление должно быть информативным, чтобы люди понимали, что происходит с системой, как она будет работать, как они будут теперь подтверждать свой стаж, что будет, когда работник откажется от ведения бумажной версии. Закон это требует для того, чтобы работник мог принять обдуманное решение в части ведения или неведения бумажной трудовой книжки. Мы все понимаем, что для людей это ситуация определенного дискомфорта.

Страна с трудовой книжкой прожила более 100 лет, первые появились в 1918 году. Это до сих пор было основным документом, который подтверждает трудовой стаж, льготный стаж, право на пенсию. Переживать сейчас отмену — это довольно серьезное событие для многих людей в стране, поэтому кадровики должны снять эти страхи, разъяснить ситуацию в этом самом уведомлении. Срок для этого установлен вполне щадящий, никто не запрещает начать выдавать уведомления уже сегодня, не ждать конца июня. Я бы рекомендовала начинать делать это уже сейчас просто потому, что эта тема будет появляться в СМИ и люди все равно будут приходить к кадровикам с вопросами, что происходит, спрашивать совета.

Надо ли регистрировать выдачу таких уведомлений, остается на усмотрение компании и зависит от того, какая система документооборота и регистрации уже действует в компании. Если вы считаете, что будете защищать свои интересы тем, что выдадите два уведомления — оба под роспись сотрудника и одно оставляете себе, — можно и так.

Что делать с персоналом в 2020 году читайте здесь.



Обратите внимание, что в уведомлении мы пишем не только о том, что поменялось законодательство, но самое главное — мы говорим работнику, что он должен сделать выбор: либо отказаться от ведения бумажной трудовой книжки, либо уведомить отдел кадров, чтобы он продолжал вести трудовую книжку в бумажном виде. При этом закон сформулирован так, что работник не делает выбор в пользу бумажной трудовой книжки или электронной подачи данных в Пенсионный фонд. В электронном виде подавать данные будут на каждого вне зависимости от того, ведется ли бумажная версия трудовой книжки. То есть выбор у работника только в том, продолжать ли вести трудовую книжку в бумажном виде или отдел кадров может вернуть ее ему.

Что касается технических моментов. Обязательно расскажите людям, как они должны подать заявление о своем выборе, кто в компании ответственен за его принятие. Для упрощения я бы даже посоветовала сделать формы таких заявлений, потому что люди все равно будут приходить и спрашивать, как это делать. Главное, чтобы работники понимали порядок, куда нести заявление, кому отдавать, чтобы процедурный вопрос был решен.

Работник имеет право подать такое заявление до конца года, причем по закону до 31 декабря 2020 года включительно. При этом не только человек, который хочет отказаться от трудовой книжки, но и тот, который хочет, чтобы ее продолжали вести, должны написать такие заявления. Отделу кадров не обязательно собирать со всех заявления до 31 декабря. Закон говорит, что если до этого срока работник заявление не подал, то отдел кадров продолжает вести бумажную версию трудовой книжки. То есть это такой выбор по умолчанию.

Получая заявление от работника об отказе от бумажной трудовой книжки или ее оставлении, отделу кадров лучше его регистрировать, потому что информацию о выборе нужно будет предоставлять в ПФ, она будет фиксироваться в электронной трудовой книжке человека.

О том, какая роль уготована бизнесу в истории с повышением пенсионного возраста, читайте здесь.



Если работник отказывается от бумажной трудовой книжки, то отдел кадров выдает ему ее. Здесь возникает некоторая спорность, когда выдавать, если заявление написано, например, в феврале 2020 года, а по закону он может подать его до 31 декабря. То есть выдать сразу или подождать конца года? Ответа в законе нет, но я не вижу в этом большой проблемы. Если работник написал, что больше не надо вести бумажную версию, то у него обратного пути не будет. То есть человек, который выбрал вести бумажную версию, может в любой момент отказаться от нее, а если человек отказался от бумажной, то обратно все вернуть у него права нет.

Инициаторы проекта считали, что к 2021 году более 80% работников откажутся от бумажной трудовой книжки, я пессимист и склоняюсь к тому, что, напротив, 80% выберут именно бумажную версию в силу и привычки, и страха перед цифровыми технологиями, если что — ты лишаешься подтверждающего твой трудовой стаж документа.

С 1 января 2021 года для людей, которых принимают на работу, новые бумажные трудовые книжки выдаваться не будут. Но останется институт оформления вкладышей в трудовые книжки, поэтому не торопитесь их выбрасывать. Мы все еще выдаем дубликаты трудовых книжек, если произошла потеря, не можем отказаться от журнала ведения учета трудовых книжек, потому что, даже если у вас все в компании откажутся от них, может так статься, что в следующем году к вам придет на работу человек с бумажной трудовой книжкой.

Работнику, которому мы выдаем трудовую книжку, вносится запись о том, что он подал заявление. Надеюсь, что Минтруд даст форму или разъяснение, как это нужно делать, но даже если не даст, то я рекомендую действовать в том же порядке, как вы закрываете трудовую книжку при увольнении.

Также кадровики ждут утвержденную Минтруда форму справки, которую компания должна будет выдавать работнику при увольнении. Проект есть, но требуется его утверждение.

Кроме того, в этом году начинается отработка алгоритма подачи сведений в ПФ о трудовом стаже работников в электронном виде. По сути, мы вносим в информационную базу ПФР сведения о наших работниках. Так, в 2020 году до 15-го числа каждого месяца мы будем подавать информацию только по тем работникам, по которым за предыдущий месяц произошли какие-то изменения.

Как все переплетено на рынке труда читайте здесь.



Поясню, как говорится, на пальцах: январь 2020 года, компания, где работают 100 человек, приняла на работу Иванова, уволила Петрова и перевела на другую работу Сидорова. Первые сроки подачи сведений — до 15 февраля, но так как там выходные, то срок сдвигается на 17 февраля. Мы подаем сведения только на трех работников. Но подаем специфически. На Иванова мы подаем сведения только о приеме. По Петрову подаем все сведения о том, что с ним было в нашей организации, пока он в ней работал: то есть когда был принят, какие у него были переводы, в том числе и сведения, что в январе 2020 года он был уволен. По Сидорову — так же как и по уволенному, все сведения, начиная с приема на работу. Также мы будем в этой отчетности указывать о поданных работником заявлениях, в том числе о том, оставил ли он ведение бумажной трудовой книжки или отказался от нее.

Таким образом, в 2020 году, подавая каждый месяц сведения, в базу будет занесено большинство сотрудников. Тем не менее если вдруг за 2020 год какие-то из ваших работников не войдут ни в один из ежемесячных отчетов, то подать о них сведения — когда они были приняты на работу, какие были переводы и т.п. — нужно будет до 15 февраля 2021 года. И я бы советовала установить контроль за тем, была ли передана информация по каждому работнику в ПФ или нет, чтобы понимать, о ком еще нужно будет сообщить до 15 февраля 2021 года.

Самое интересное начнется в 2021 году. Отдел кадров будет продолжать подавать отчеты ежемесячно до 15-го числа, но в них будет фигурировать только информация о переводах и поданных заявлениях, а вот информация о приемах и увольнениях нужно будет подавать в режиме онлайн, то есть на следующий день после того, как документально оформлены прием на работу или увольнение. Занятно, что этот проект проходит под эгидой упрощения кадровой работы, а по факту только в этом году объем работы увеличится на 5-7% в связи с новой формой отчетности, уведомлениями, заявлениями, а в 2021 году — на 10-12%, потому что в режиме онлайн будут подаваться сведения о приемах, ежемесячно о переводах, будет продолжаться история с ведением трудовых книжек для тех, кто их оставит. К этому нужно быть готовыми.

Как заставить молчать бывшего сотрудника, читайте здесь.



Еще в двух словах опишу логику работы новой системы. Есть единая информационная база, которую будет вести ПФР. Туда будет стекаться информация от работодателей о приемах, переводах, увольнениях, о присвоенных разрядах. Каким образом при новом трудоустройстве работник, который не ведет бумажную трудовую книжку, может подтвердить свой стаж? Ему нужно будет взять справку (ст. 66.1 ТК) в любом из трех органов, которые используют данные базы ПФР: в самом ПФР, в любом МФЦ, на сайте госуслуг. Разница только в форме справки: в МФЦ это будет бумажная справка с печатью, в ПФ справка может быть и бумажной, и электронной, на сайте госуслуг — только электронная.

Есть еще один вопрос, на который очень хочется получить ответ, но его пока нет. Откуда в единой базе ПФ возьмутся сведения о предыдущем стаже работника? Как туда попадут сведения о его текущем стаже, понятно, нынешний работодатель эти сведения туда внесет. А кто внесет предыдущие? Надеемся, что в этом году мы получим разъяснения по этому вопросу от ПФР.