На eBay всего около 40 тыс. категорий. Если говорить крупными мазками, это все на себе носибельное (одежда, аксессуары). Мы обсуждали с Минпромторгом ювелирные изделия, это огромная категория, которая сейчас запрещена для онлайн торговли, а в Израиле, например, она номер один. Вторая большая категория – это запчасти, хоть мы к ней скептически относимся. У нас много классных компаний, которые делают и тюнинговые запчасти, различные обвесы и прочее. Также электроника, «коллекционка» (от старинных картин до редких Lego), дагестанские ножи и т.д.
Изначальная суть маркетплейса – объединить продавца и покупателя, это большая поисковая система. На eBay сейчас более 250 млн поисковых запросов в день по товарам из 190 стран мира от 190 млн покупателей.
В этом году экспорт сделал квантовый скачок, рынок вырос примерно на 42%, мы увидели на площадке 41 тыс. экспортеров, которые что-то продали за год.
Выручка у нас по площадке выросла примерно на 50%. Большой спрос на экспорт пошел как от самого бизнеса, так и от региональных администраций и центров поддержки экспорта. Россия занимает значимое место, за последние несколько кварталов она является самой быстрорастущей страной по приросту активных экспортеров-продавцов.
Если говорить про страхи продавцов, я борюсь с ними уже пять лет, собственно, с тех пор как я начал заниматься экспортом. К сожалению, для экспорта мы очень большая страна. У нас легче делать бизнес внутри, чем выходить за пределы России. Там — английский язык, иностранные покупатели, и так далее. Хочется, чтобы экспорт для нашего и следующего поколения был такой же рутинной историей в бизнесе, как для наших бабушек получение пенсии на почте.
Мне очень приятно видеть, что многие игроки идут в обучение, популяризацию экспорта и поддержку экспортера. Казалось бы, это понятная вещь, но мы очень сильно отстаем. У нас размещают одну блеклую фотографию и пишут параграф описания черным шрифтом. На самом деле, мы должны учиться у китайцев.
На одной площадке возьмем российского и китайского продавца из топ-100: китайский продает в среднем в 27 раз больше, чем российский.
Мы можем говорить, что у Китая другая производственная база и т.д. Но возьмем Прибалтику, у которой практически ничего нет, даже люди оттуда уезжают. Так их топ-100 продавцов все равно продают в 3 раза больше, чем российские продавцы.
Еще одна причина – неумение продать себя. Третья – неиспользование всех возможностей площадки. Рынок развивается, появляются интеграторы, новые компании, логистические сервисы. У нас есть команда экспортеров, команда развития этого рынка – «Российский экспортный центр», «Почта России», которая теперь будет брать на себя ответственность за сроки конечной доставки до конечного покупателя.
Когда мы говорим про экспорт, мы часто говорим все равно про трансграничную торговлю – у меня товар лежит здесь, а я отправляю его отсюда в США или в Европу. Весь развитый экспортный рынок (опять-таки, китайцы в этом впереди планеты всей и лет на пять нас обгоняют) везет товар контейнерами или паллетами на фулфилмент-склады в страну покупателя. Ты как компания можешь сидеть здесь, товар может производиться или дистрибутироваться отсюда, но продажа будет осуществляться уже из страны покупателя.
Потому что покупателю в Америке товар нужен уже сегодня, в крайнем случае завтра.
Вернуть его нужно бесплатно, доставить бесплатно, срок возврата 60 дней минимум. Управлять этим из России практически невозможно. Мы предоставляем такие услуги экспортерам и видим, что компании с трудом на это идут – о Боже мой, вывезти товар из страны, а как его обратно завезти, и так далее. Но в целом рынок, конечно, прет и мне очень радостно, что мы его раскачали и продолжаем поддерживать новыми сервисами.
Из выступления на сессии «E-commerce в России. Время больших возможностей» на Петербургском международном экономическом форуме.