На автомобильном рынке в этом году ситуация развивалась драматически, после падения цен на нефть и скачка курсов валют в марте и все традиционно пошли за автомобилями по старым ценам. В марте рынок новых автомобилей в России вырос на 24%. Затем последовало жесткое закрытие всех бизнесов дилерских центров и сервисов, рынок в апреле и мае практически остановился, было резкое падение. В тот момент, когда все было закрыто, мы оценивали падение по итогам года до 35%. Но затем ситуация стала развиваться по более оптимистичному сценарию. С июня, когда рынок начал открываться, пошел рост. Одна из причин: производители и дилеры традиционно сдерживают рост цен, чтобы не обвалить рынок. По объемам продаж по итогам семи месяцев падение составило всего лишь 8,5% по новым регистрациям машин с пробегом по отношению к 7 месяцам 2019 года, и на 13% – по новым автомобилям.

Что касается структуры рынка по сегментам, за 7 месяцев 2020 года по новым автомобилям, массовый сегмент упал на 13%, премиальный сегмент – на 7%. Это объясняется достаточно просто, автомобиль — это продукт не первой необходимости, далеко не все могут себе его позволить. Но у покупателей автомобилей премиального сегмента есть финансовые возможности обновлять свои автомобили на новые. В этом году можно сэкономить на покупке, понимая, что цены дальше будут расти. Поэтому рынок премиальных машин упал меньше, чем весь рынок в целом.


Как автодилеры пережили карантин читайте здесь



При этом мы видим, в августе спрос несколько остыл, отложенный спрос был реализован за июнь-июль. Плюс, август традиционно никогда был не самым сильным месяцев по продажам на рынке. Многие в это время уезжают в отпуск. Возможно, кто-то отложил покупку автомобиля на сентябрь. Пока мы видим снижение, а дальше, будем смотреть, что будет происходить с экономикой.

Если говорить о сервисе, то в тех регионах, где не было жёсткого закрытия, где СТО отнесли к системообразующим отраслям, там падение было не таким большим, и июне - июле сервисы даже вышли на более высокий уровень, чем в предыдущие годы.

Потенциал у рынка ремонта и техобслуживания большой: на начало 2020 года в России на учете в ГИБДД стояло 44,5 млн легковых автомобилей. Примерно 10% из них — это мертвые души, еще 15-20% используется от случая к случаю. Активно эксплуатируются, то есть выезжают на дороги почти каждый день 70-75%, то есть 30-33 млн машин.


Как коронавирус сказался там на продажах автомобилей читайте здесь



При этом на покупку новых автомобилей было затрачено 2,5 трлн рублей в прошлом году, на легковые автомобили с пробегом чуть больше — 2,6 трлн рублей. На услуги сервиса, по расчетам агентства «АВТОСТАТ» было потрачено 589 млрд рублей. На запчасти для легковых автомобилей — 1,390 трлн рублей, на запчасти для грузовых автомобилей 431 млрд рублей. Это большие цифры и рынок этот очень важен для всех, кто работает в этих отраслях, так и для страны в целом.

Средний возраст легковых автомобилей в России сейчас около 14 лет, причем на парк старше 15 лет приходится почти треть рынка. Эти машины не интересны в плане сервиса официальным сервисам и частным СТО, за счет них выживают гаражные сервисы.

Доля иномарок в структуре автопарка выросла до 64%, но, если говорить о том, что сейчас продается на рынке, то на 80% это автомобили, собранные у нас в стране. Доля внедорожников в парке достигает 24%, эта доля растет и продолжит расти, потому что на продажи SUV (сокращение от Sports Utility Vehicles – Ред.) проходится 50% от новых автомобилей. Не очень популярен дизель, на такие машины приходится всего 5%. Доля машин с евро-4 и выше уже 47%.

Наибольше количество парка сосредоточено в Москве (3,68 млн штук), Подмосковье (2,75 млн штук) и Краснодарском крае (1,9 млн штук), на эти регионы приходится почти 19% от всего российского рынка. По маркам в лидерах Lada (13,94 млн штук), Toyota (3,94 млн штук) и Hyundai (2,23 млн штук). Стоит отметить, что в парке японских машин достаточно много старых автомобилей.

По инфраструктуре рынка продаж и обслуживания сейчас в России начитывается более 75 тыс. точек продаж и обслуживания автомобилей, из них примерно 3 тыс. официальных дилеров. По регионам они распределены очень неравномерно, большая часть в ЦФО, Поволжье, на юге и Северо-Западе России.


Зачем Сбербанку продавать автомобили читайте здесь



Что касается распределения объема рынка сервиса, на официальных дилеров приходится 17%, на независимые СТО – 31%. Лидируют с большим отрывом гаражные сервисы – 52%. Во всех сегментах выручка за 2019 год выросла, самый большой рост продемонстрировали независимые СТО +5% до 96,9 млрд. рублей, тогда как официальные автодилеры заработали на сервисе 51,1 млрд. рублей.

Частные гаражи, как потенциал для роста рынка останутся, но сервисы будут тяготеть к тому, чтобы входить в какие-то сети. Экономически это более интересная история. По нашим прогнозам, тенденция к росту количества сетей и количества станций в сетях будет расти.

 

На основе выступления на онлайн-конференции «Автосервис – 2020. Сервис, запчасти, оборудование»