Рынок Китая, откуда пришел коронавирус, первым отреагировал на ситуацию. Уже в январе, как только начались первые ограничения, рынок резко пошел вниз. По итогам января Китай получил отрицательную динамику, минус 20%. В феврале там уже почти все было закрыто, дилеры практически не торговали автомобилями, рынок ушел в минус на 80%. В марте, когда рынок начал потихонечку восстанавливаться, за неполный рабочий месяц продажи показали минус 45%. Зато апрель показал динамику на уровне прошлого года. Это для всех внушает оптимизм, что после снятия карантина продажи могут вернуться на докризисный уровень.

Но в каждой стране ситуация своя, и с уровнем поддержки от государства, и с деньгами, и с настроением покупателей. Например, в Японии не было глобального падения, дилеры продолжали работать. Рынок идет в минусе по отношению к прошлому году с января, по итогам апреля минус 27%. Там еще все впереди. В этой стране власти не вводили жесткие карантинные ограничения в самом начале эпидемии, но постепенно входят в этот процесс.

В США первые 2 месяца 2020 года была положительная динамика продаж, начиная с марта, после введения карантинных мер, динамика пошла вниз почти на 40%. В апреле рынок просел более чем на половину. В мае там тоже будет существенная отрицательная динамика, потому что запретительные меры по-прежнему действуют, но в разных штатах ситуация сильно отличается.

В Германии проблемы начались в январе, все стало валиться вниз, почти весь апрель Германия была закрыта. Как итог — минус 60% по рынку. Выход из карантина уже начался, но думаю, что продажи и в мае будут плохими, только в июне наступит перелом. В остальных европейских странах ситуация катастрофическая. Великобритания в апреле не работала вообще, дилерские предприятия ушли в минус на 97,3%, в Италии то же самое — 97,6%, в Испания — 96,5%, во Франции — 88,8%. Это крупнейшие европейские страны, которые очень сильно поразил коронавирус. На этих примерах видно, как реагирует рынок, когда введенные запреты соблюдаются и все реально сидят по домам.


Как автодилерам воспользоваться кризисом, читайте здесь



В России в апреле рынок новых легковых автомобилей по регистрациям просел на 64,2%, рынок легких коммерческих автомобилей (LCV) ушел в минус на 43,9%, продажи тяжелых грузовиков снизились на 32,5%. Получилось, что именно грузовой транспорт показал минимальное падение. Думаю, это связано с госконтрактами, госпредприятия продолжали активно работать и госзакупки вытащили этот сектор. Продажи автобусов упали на 64%, продажи мотоциклов — на 32%. Но для этого сегмента март и апрель — это те месяцы, за которые рынок делает всю годовую динамику. Из-за того что рынок сейчас выбит из колеи, по итогам года будет очень плохая ситуация. Осенью мотоциклы практически не покупают, все берут под весну.

Региональный расклад сейчас такой: чем дальше от центра, тем меньше падение. Там действует меньше ограничений, за их соблюдением следят не так строго. Продажи в Сибири снизились на 39%, на Дальнем Востоке — на 26%. Хотя общие объемы рынка там не такие большие. Если раньше на Дальний Восток приходился 1% от общероссийского рынка, то сейчас этот показатель вырос до 2-3% от общероссийского объема продаж. Если посмотреть на города-миллионники, то Москва ушла в минус 80%, Петербург — на 73%, Екатеринбург — на 51%, Новосибирск — на 48%, Красноярск — на 44%, Омск — на 38%. Чем дальше на восток, тем меньше падение рынка по сравнению с центром России. При этом повезло тем регионам, которые находятся близи Москвы и где была возможность работать, хотя бы дистанционно, но организовывать продажи. Те из москвичей, у кого были планы сделать покупку, у кого были на это деньги либо возможность получить кредит, поехали покупать машины в близлежащие регионы. Липецк, Рязань, Тверь — в этих городах есть дилеры, у которых продажи в апреле выше, чем в марте.


О том, за счет чего выживают дилерские центры на карантине, читайте здесь



По структуре рынка существенных изменений не произошло. Если смотреть топ-10 брендов, то у всех примерно одна и та же динамика на уровне общероссийской. Выделяется два китайских бренда Haval и Changan, у которых плюсовая динамика по отношению к прошлому году. Первый запустился с производством в России, второй только вышел на рынок и активно наращивал свои продажи. Если смотреть на премиальный сегмент, то в целом он ведет себя чуть лучше рынка. Падение составило 60% против 65% в массовом сегменте. Из общения с дилерами знаю: они рассчитывают, что премиум будет увеличивать долю, потому что на богатых людей кризис повлияет не так существенно. У них деньги есть, и они понимают, что сейчас покупать автомобиль выгодно, если были планы его менять, потому что цены на новые автомобили однозначно будут расти.

Продажи автомобилей с пробегом сократились не так сильно, падение в апреле составило 48%. Что будет с ценами на автомобили с пробегом, сказать сложно, есть две версии. По первой они вслед за новыми так же будут дорожать. Вторая версия — на рынок будет выкинуто большое количество автомобилей из разных сегментов, от элитных до машин, которые будут продавать люди, попавшие в сложную финансовую ситуацию, и это может спровоцировать снижение цен на 10-15%. Сейчас будет рынок покупателя, а не продавца, и продать автомобиль будет достаточно сложно.

Мой прогноз на май: продажи будут плохими, потому что 2 недели вся страна не работала. С 12 мая потихоньку начали снимать ограничения. Думаю, рынок выйдет на уровень одной трети от уровня продаж в мае прошлого года. Минус на уровне 60-65% сохранится. С июня ждем восстановления. Но спрос не вернется на докризисный уровень. Если в Китае апрель показал минус 2%, думаю, что в России на такие цифры не выйдем. Появилась новая тенденция — разрушенный спрос. Отложенный спрос превратился в разрушенный. Надежды человека на смену автомобиля рухнули вместе с коронакризисом. Поэтому по итогам 2020 года падение продаж на 30% от прошлогоднего уровня — это оптимистичный прогноз.

На основе выступления на онлайн-конференции «АВТОСТАТ 100+»