За последние 24 часа вы скорее всего уже выучили эти цифры. «Макдоналдс» в России — это 850 ресторанов, в которых трудятся 62 тыс. человек, и 267 млрд рублей, которые компания за 5 лет заплатила в бюджет РФ. А еще, как минимум, 99% реальная, а не фейковая локализация. Котлеты, булки, картошку etc. «Макдоналдс» закупал в России, обеспечивая работой еще 100 с лишним тысяч человек.
Итак, еще раз и медленно: «Свободная касса» и Ко — это целый город, размером, скажем, с Турку и целых 7% всего отечественного рынка общепита.
В связи с этим довольно много моих друзей-рестораторов сейчас строчат радостные посты в социальных сетях, глубинный смысл которых сводится к утверждению «Вот теперь наконец то заживем». Смайликами дело не ограничивается. О своих планах усиленного развития бургерных тут же заявил «Мираторг». Да, что там предприниматели! Государственные мужи наперебой торопятся продемонстрировать свое остроумие. «Котлеты и булки, причем отличного качества, мы производить и сами умеем… Привет «Макдоналдсу»!» — это Медведев. «Ну и хорошо, закрывайтесь. Только завтра там уже должен быть не McDonald’s, а «У дяди Вани»», — это Володин и т.д.
Вот что хочется сказать по этому поводу. Никто столько не сделал для развития ресторанного рынка России, как «Макдоналдс». Даже великий Аркадий Новиков когда-то хотел устроиться в первый ресторан на Пушкинской, но его не взяли, после чего он и построил свою гастроимперию. Но главное, конечно, то, что «Макдоналдс» воспитал у миллионов россиян привычку пользоваться общепитом. Компания, которую зачастую представляют ужасным монстром, не только росла вместе с рынком, но и по сути создала сам рынок. Совершила революцию, сделав поход в ресторан обычным будничным делом, чего никогда прежде не было. А удовлетворив базовые биг-мак-потребности, наши соотечественники стали клиентами десятков тысяч других заведений.
Но это дело прошлое, а сегодня Сергей Собянин заявил, «что в течение полугода, максимум года всю эту сеть можно спокойно заместить нашими отечественными предприятиями».
Помнится, у предшественника Собянина — Юрия Лужкова — тоже был супер-проект под названием «Русское бистро». В рамках уже новейшего импортозамещения Никита Михалков и Андрей Кончаловский обращались к Владимиру Путину с инициативой открытия сети отечественных фаст-фудов под названием «Едим дома!», чтобы, как писали сми, «потеснить McDonald’s».
Хочется вспомнить историю еще более давнюю. Во времена развитого социализма магазины были полны штанами условной фабрики «Большевик». Но советский человек от 14, как минимум, до 44-х почему то мечтал о настоящих джинсах и готов был заплатить за них в 5-10 раз дороже. Вы можете сказать — дело в том, что «запретный плод сладок». Но я думаю, что любому человеку важно не просто «что», но и «как». Важно чувствовать себя человеком. Важно, чтобы было красиво в конце концов. Сможет ли кто-то сделать так же красиво?
Главная → Аналитика
→