Недавний визит в «Перекресток» заставил меня остановиться около витрины с фермерскими или экопродуктами. Или и тем и другим сразу. Такая вполне себе похожая на полку «ВкусВилла» и других магазинов, делающих акцент на подобном формате. Большие супермаркеты стали перенимать опыт маленьких и душевных лавок. А это значит, что скоро нас ждет череда банкротств, слияний и поглощений. И рынок здорового питания аккуратно вольется в традиционный формат, сложившийся в российском продуктовом ретейле.

Но этих игроков не будет жалко, ведь они изначально выбрали ошибочную тактику, которая либо размоет ценности, либо смоет тебя с рынка. И объявленная традиционному ретейлу война будет проиграна…

Да, малые поставщики. Да, продукты более высокого качества и по более высоким ценам. Да, лучший сервис. Но что из этого в рамках своего стратегического развития не может повторить «большой игрок»? Всё повторяется. А это значит, что «альтернативный ретейл» понемногу будет уходить на покой. Или перестраиваться, становясь как все.

Надо сказать, что это не только российский тренд. Подобное происходит, например, и на финском рынке. Но маленькие фермерские магазины уходят с рынка не из-за отсутствия спроса или отсутствия любви покупателей. Спрос и интерес, наоборот, только растут, что приводит к смене формата отношений. Локальному фермеру куда проще продавать свои продукты в овощном отделе гипермаркета, чем в магазине экопродуктов. Просто потому что это эффективнее и выгоднее для всех. А небольшие магазины и даже микросети вынуждены искать себя в других, гибридных форматах. Или просто заканчивать этот бизнес и начинать совершенно новый.

Вся проблема в том, что и в Финляндии, и в России игроки пошли не своим путем, а начали повторять хорошо известную и понятную модель, просто в малых масштабах. И не удивительно, что их прекрасный опыт, переложенный на сетевой подход и эффективную логистику крупного оператора, дает больше ценности и потребителю, и поставщику. Осталось лишь делегировать управление локальным ассортиментом локальному же закупщику, который умеет устанавливать равноправные отношения с производителями высококачественных продуктов в малых количествах.

На практике это означает, что перестроить придется всю устаревшую модель, победив внутреннее воровство и хамское отношение к поставщикам. И переместить на них фокус с посетителей магазинов. В общем, это пока еще из области фантастики. Что дает фермерскому ретейлу шанс. Как и шанс тем, кто будет выстраивать сети антиретейлеров новой, второй волны — тем, кто будет создавать программы лояльности и носить на руках небольшие локальные бизнесы, умеющие создавать вкусную еду. Тем, кто будет уметь продавать дорого и привлекать внимание не ценами, а уникальным подходом к формированию рыночных отношений.

Кажется, что это снова фантастика? Но посмотрите, какие метаморфозы произошли с рынком тех же модных универмагов, гипермаркетов одежды. Там уже давно в компетенции байеров входит постоянный поиск поставщиков, а не проведение тендеров среди дистрибьюторов широко известных брендов. И сейчас эта трансформация охватывает продуктовый ретейл. Потому как без нее невозможна следующая история, о которой все так пишут — гибридизация ретейла. Смешение форматов магазина и ресторана невозможна без уникальной ассортиментной матрицы. Которая, в свою очередь, невозможна без уникальных поставщиков. Охотится за которыми нынешний ретейл, даже прогрессивный, не способен. Потому как всю существующую идеологию бизнеса необходимо вывернуть наизнанку, чтобы начать соответствовать представлениям о ретейле следующей волны.

Но тогда, может быть, в отличие от Финляндии, у российского «антиретейла» есть шанс? На финском рынке качество продуктов везде одинаково высокое. За исключением некоторых приграничных магазинов, конечно. Поэтому нет смысла в «хороших» маленьких, когда все крупные уже очень сильно сфокусированы на локальных, районных микропоставщиках. Но на российском рынке микромагазины с «эко» и «фермерскими» продуктами еще смогут составить конкуренцию и защититься от больших игроков, если перестанут видеть своим клиентом покупателя и обратят свои взоры назад по цепочке поставок. На поставщиков.