Рестораторы всегда стараются угадать новые течения и концепции для своих заведений. Что люди будут есть и пить в ближайшие годы? Какой формат станет наиболее актуальным? Правильный ответ на эти вопросы сегодня, в период относительной экономической турбулентности, крайне важен.

Ряд ресторанных экспертов считают, что в обозримом будущем нас ждет некий возврат в концепцию Back to USSR - тренд с недорогими блюдами, мебелью б/у, минимальным количеством персонала.


Прогнозируют возрождение столовых с подносами, пивных и закусочных. Обосновывают это снижением доходов россиян. Короче – чем проще, тем лучше.

Не соглашусь!

Прошедший 2022-й год внес серьезные коррективы в жизнь рядовых россиян. Введенные против нашей страны санкции поменяли привычный характер жизни и это сильнее всего отразилось на характере потребления. Давайте посмотрим, что «ушло» из нашей жизни. В первую очередь поездки за рубеж.

Нет, конечно, по-прежнему для наших граждан все (или почти все) страны продолжают оставаться открытыми. Но логистика попадания, например, в Европу сильно уменьшила количество стремящихся отдохнуть на море в Италии или Испании, покататься на лыжах в Швейцарии или Франции, сгонять на «Октоберфест» в Мюнхен или развлечься в квартале красных фонарей в Амстердаме. Дорога до Парижа, Барселоны или Праги выросла в разы и по времени и в цене. Плюс некие сложности с визами. Многим такие путешествия стали не по карману.

Поменялся и внутренний отдых. Лично мне кажется, что наши жители стали реже смотреть телевизор (нас отключили от спортивных и иностранных познавательных каналов и трансляций), меньше ходить на концерты (иностранные исполнители не приезжают, некоторые отечественные звезды спрятались за границей). Многие бренды одежды закрыли свои магазины – меньше стало покупателей в торговых центрах. Кинотеатры страдают вследствии падения проката новых фильмов.

Вообще вариантов развлечения стало меньше.

Сейчас скажу страшную фразу, после произнесения которой в меня полетят скомканные коробки от бургеров и пластиковые стаканы от кофе – людям стало некуда тратить деньги!


И поправлюсь – в сфере отдыха, конечно.

Как следствие, поход в ресторан превратился из простого потребления пищи (хотя оно, конечно, осталось) в некое развлечение, отдых, как говорят некоторые мои коллеги – в третье место (подразумевая под первым дом, а под вторым работу). Для отдыха нужен соответствующий интерьер и атмосфера.

Отдыхать в столовой или в баре с полусломанными стульями для большинства не в кайф.


Поэтому я прогнозирую, что ресторанный бизнес в ближайший как минимум год будет двигаться не в простоту, а по пути развития «энтертаймента». Будут популярны гастроужины, мастер-классы, различные бизнес-обеды, ужины с диджеями и другие активности.

Люди вновь станут ходить в рестораны не просто поесть, а отдохнуть, повеселиться, показать себя и посмотреть других. Главное, чтобы у них хватило на это денег!