Помните английскую поговорку «Не стоит складывать все яйца в одну корзину»? Когда дело касается успешного и динамично развивающегося бизнеса, она обычно забывается. Что, однако, не мешает нам, время от времени убеждаться в ее мудрости.

За какие–то незначительные 20 лет стрит-ретейл практически полностью потерял арендаторов из сегмента fashion. Даже известные торговые коридоры в столицах России заменили брендовые бутики на активный масс-маркет и общепит. А fashion перебрался в торговые центры, которые как-то незаметно стали центрами торговли в своих районах. Трафик в торговых комплексах рос вместе с концентрацией модных магазинов под одной крышей. И многим брендам стало невыгодно содержать еще одну точку продаж в стрит-ретейле.

Мнение Ольги Кожевниковой о ситуации с ТЦ в Петербурге читайте здесь.


Торговые улицы стали меняться. На место уютных магазинов одежды стали садиться передовики фастфуда, салоны сотовой связи, парфюмерные и ювелирные салоны. А на некоторых улицах в витринах магазинов вместо нарядных манекенов появились диваны, и даже унитазы с джакузи. «Стрит» начал отчаянно проигрывать битву за качественного арендатора. Даже появились революционные прогнозы о скором исчезновении формата стрит-ретейла как такового. И этот сценарий вовсе не был утопичным.

Но вмешалась пандемия. Ее тяжелая волна накрыла рынок, спутала привычные бизнес-процессы, разрушила планы и изменила приоритеты. Опасность заражения оттолкнула людей на полтора метра друг от друга. Посещение общественных мест (в том числе, и торговых центров) оказалось под запретом. От этого сильнее всего пострадал облюбовавший торговые комплексы fashion. Лишь редким брендам удалось сохранить право на труд во время карантина благодаря отдельным розничным точкам, которые зачастую служили дисконтами или центрами выдачи заказов.

Конечно, пандемия не вечна. И после нее жизнь рано или поздно вернется в привычное русло. Но мир никогда не будет прежним. За эти четыре месяца многие люди поменяли взгляды на жизнь, на потребление, на бизнес и на здоровье. В нашу жизнь прочно вошли понятия «осторожность» и «ограничения». И на ближайшие 5 лет они станут определяющими факторами при создании концепций новых ТЦ.

Рынок fashion дорого заплатил за массовый исход из стрит-ретейла в торговые комплексы. В пандемию многие поняли, что этот выбор был неправильным. Потребовалось всего два месяца ограничений, чтобы fashion-операторы вспомнили про свои запасные «аэродромы» и стали спешно использовать их под реализацию застоявшегося товара. Многие магазины в ТЦ, которым посчастливилось иметь отдельный вход, превратились в стихийный стрит-ретейл. А некоторые ради этого статуса даже открыли для покупателей пожарные выходы и технические проходы. Лишь бы иметь возможность работать! Но полноценным «стритом» такие магазины не стали. Ведь главная фишка стрит-ритейла – ежедневный активный стихийный трафик. Торговые центры, даже с открытыми настежь техническими дверями, могут им похвастаться далеко не всегда.

Репортаж Ольги Кожевниковой о том, как "МЕГУ" открыли после карантина и потом снова закрыли, читайте здесь.


Какой урок мы извлечем из этой ситуации? Вернется ли fashion на торговые улицы крупных городов в статусе флагмана сетевой розницы? Мне кажется, что это вполне возможно. Ведь стрит-ретейл получил неожиданный кредит доверия покупателя. Но сможет ли он им воспользоваться - покажет время.