Поговорим о трендах в производстве продуктов питания, в том числе, и СТМ торговых сетей.

1

Здоровье планеты важнее здоровья человека

В 2021 году тема здоровья планеты опередила тему здоровья человека, согласно данным Innova Market Insights. Это отражается на упаковке продуктов питания. В тренде простая, минималистичная упаковка, которую можно сдать в раздельную переработку.

2

Рейтинги и экомаркировки

Всё, что можно оцифровать, маркировать и тем самым подтвердить свойства продукта – все стоит использовать. Доверие основывается на фактах. Используем стандарты, сертификаты, рейтинги, чтобы упростить выбор покупателей и быть в поисковой выдаче как можно выше: сразу после фильтров категории.

3

Plant-based – создание растительных аналогов продуктов

Этот тренд растет немыслимыми темпами, он в повестке новостей и инвестиционных сделок – отнеситесь к нему максимально внимательно! Сейчас самое время вовлекаться и использовать его. Покупатели, согласно опросам, заинтересованы пробовать растительные аналоги. Усилия по продвижению, которые делают производители подобных продуктов, постепенно переведут их из новинок к продуктам на каждый день. Еще раз: это долгосрочный мировой тренд, в результате которого потребители получают выгодные аналоги продуктов из животного сырья. Здесь играет роль сразу множество факторов: климатическая повестка, многолетний цикл производства, этические вопросы, эффективность производства, маржинальность и т.д. Многие инвесторы уже вложились в это производство, и мы сейчас наблюдаем за результатами. Цены на продукты со временем будут снижаться по мере развития технологий и увеличения объемов производства. Выделю продукты, набирающие популярность: растительные аналоги молока, сыра, йогурта и мяса (по данным GFK Rus).

4

Продукт – больше чем продукт, он еще выполняет полезную функцию

Функциональные продукты, такие же вкусные и понятные, как обычные, теперь должны нести полезную функцию для здоровья. Это особенно актуально для производителей, не относящихся к масс-маркету, у которых нет возможностей конкурировать по цене. Для них это шанс попасть на полки сетей, и хорошая возможность заполучить внимание покупателей. Многие потребители по-прежнему обращают внимание на продукты, которые влияют на микробиом кишечника, иммунитет (что в принципе одно и тоже), сердце и сосуды.

5

Локальные продукты и ингредиенты

Тренд, тесно связанный с первым пунктом. Сложная логистика и импорт сегодня дороги и, с точки зрения имиджа, воспринимаются, как неэкологичные. Так что оглядываемся вокруг и находим рядом скрытые возможности для создания недорогих продуктов. Насколько это возможно.

6

Денег и людей в России становится меньше

Рынок ретейла в России развивается, в первую очередь, в сегменте дискаунтеров и хард-дискаунтеров. Доходы людей падают, а само население сокращается. Поэтому реалистично think globally – необходимо смотреть широко на весь мир. Обратите внимание на экспорт, на рынки Европы, Азии и США.

Где можно посмотреть на мировые тренды, познакомиться с новинками и изучить примеры грамотного и актуального развития своей категории? Для этих задач отлично подходит Дубай, ОАЭ – здесь отлично представлены крупнейшие европейские сети. А странах Восточной Европы, например, в Венгрии, можно подглядеть интересные решения и тренды, которые связаны с недорогими продуктами.

7

Персонализация и контакт с покупателем

Этот тренд развивается от года к году. Тут задействованы и маркетинг, и бренд, и эмпатия к покупателю — не как к потребителю из какого-то конкретного сегмента, а как к человеку с эмоциями. Очень важен персональный контакт через соцмедиа. Аналитика ретейлеров, особенно онлайн-аналитика, предоставляет целые океаны данных, которые стоит использовать для персонализации предложения.

Каждодневная работа аналитиков и маркетологов дает результат за счет точности и адресности обращения. Преимущество работы с данными в том, что все оцифровывается, тестируется в небольших масштабах, просчитается эффективность мероприятий и только после этого масштабируется.

8

Уникальность

На повестке у ретейлеров уникальность ассортимента. Стратегия — привлечь покупателя уникальным продуктом, ради которого потребитель будет регулярно заходить в магазин, и здесь же приобретать весь необходимый ему продуктовый набор. Это, кстати, открывает путь на полку для новых продуктов, созданных, в соответствии с трендами о которых мы упоминали.

Другие колонки Лидии Макшейн