Еще пару недель назад никто из нас не думал, что улицы больших городов опустеют и половина торговых центров страны закроется. Но это случилось. И уже никто не думает, что карантин закончится за неделю. По пессимистичным прогнозам, нас ждет полгода изоляции и медленного возвращения к нормальной жизни.

Ситуация, к счастью, меняется очень быстро. Сегодня в Китае открыли двери первые ТЦ. Туда, правда, пускают только тех, кто покажет справку об отрицательном тесте на вирус. Но это все равно очень позитивно. Нам, правда, до этого светлого часа еще далеко. Я общаюсь с коллегами из США, Германии и Испании, где ситуация примерно на неделю опережает нашу, и могу сказать, что единственная правильная стратегия для ретейлеров и собственников ТЦ на данный момент — действовать на опережение. Нужно даже в закрытом ТЦ четко планировать и координировать работу всех служб, особенно клининга, безопасности и эксплуатации. Только так можно сохранить объект и подготовить его к полноценной работе в скором будущем.

Кстати, коллеги из Германии рассказали, что им пришлось организовать работу УК в несколько смен, не пересекающихся друг с другом. Ведь риск того, что у одного из сотрудников диагностируют коронавирус и отстранят от работы всю управляющую команду молла, слишком высок.

Когда магазины в ТЦ закрыты, возникает повышенный операционный риск: протечки воды, возгорание или другие повреждения могут быть вовремя не замечены. Чтобы его снизить, ТЦ должен иметь план с четкими инструкциями для арендаторов. Кстати, арендаторам может потребоваться доступ в их помещения во время карантина для выполнения каких-то обязанностей или в результате форс-мажора. Процедура их доступа должна быть прописана руководством ТЦ. Убедитесь, что у вас есть система учета такого доступа, а также пункт в договоре (соглашении) об аварийном порядке входа в магазины представителей охранных структур (ЧОПов) или УК в случае чрезвычайной ситуации, поскольку персонал арендатора может быть на карантине.

Убедитесь, что контактная информация руководства арендаторов и персонала актуальна!

Для многих арендаторов, которые закрыли или закроют свои магазины в ближайшее время, могут быть полезны следующие практические советы.


Как правильно закрыть магазин



- Уберите мусор и скоропортящиеся продукты в холодильниках.
- Перекройте воду, чтобы снизить риски протечек.
- Уберите легковоспламеняющиеся материалы.
- Уберите все наличные деньги, кассовые аппараты и терминалы оплаты.
- Уберите предметы, представляющие интерес для воров, или держите их запертыми, чтобы они не были видны снаружи.
- Отмените доставку товара и инкассацию.
- Убедитесь, что двери, окна в магазин и складские помещения правильно закрыты и заперты.
- Установите охранную сигнализацию.
- Сообщите администрации центра, когда магазин будет закрыт, и убедитесь, что вся контактная информация передана.
- Если есть возможность, регулярно посещайте магазин, чтобы убедиться, что все в порядке.
- Готовьтесь к повторному открытию магазина, возможно, с ограниченными ресурсами. Подготовьте план выхода персонала, поставки товаров и финансирования. 


А сам торговый центр должен подготовиться к возможным рискам. Как правило, охрану на время карантина оптимизируют. Но у оставшихся сотрудников задачи возникают нетипичные: температурный контроль, риск общения с потенциально зараженными гражданами, повышенная криминальная обстановка (мы все видим, что происходит в некоторых районах Италии, где появились голодные люди, не способные заплатить за еду).


Как обеспечить безопасность и охрану закрытого ТЦ

  - Пересмотрите инструкции охраны и определите приоритеты зон эвакуации.

-  Запросите у них план действий на случай непредвиденных обстоятельств и убедитесь, что у них есть ресурсы для поддержания своих услуг.

-  Определить минимально допустимое количество охранников, исходя из того, что они могут управлять эвакуацией.
   - Установите смены без каких-либо физических контактов между ними, чтобы болезнь одного сотрудника не повлекла карантин всех смен.
   - Обеспечьте работу охранных систем (видео, СКУД) в случае временного сокращения числа имеющихся охранников.
   - Убедитесь, что у них есть инструкции о том, как реагировать на больных людей и обращаться с ними в центре.

Я проводил опрос, и большинство собственников и управляющих ТРЦ (57%) заявили, что сокращения персонала неизбежны. Оптимизация коснулась и служб эксплуатации. Перед объявлением запретительных мер наша компания, понимая, в какую сторону идет ситуация, разработала стресс-план для каждого из наших объектов. Главная цель — обеспечить непрерывную и безопасную эксплуатацию здания даже меньшими силами.


Как обеспечить техническое обслуживание закрытого ТЦ

 -  Пересмотрите планы технического обслуживания. Системы вентиляции и безопасности должны иметь высший приоритет.
 - Запросите у подрядчиков по эксплуатации план действий на случай непредвиденных обстоятельств и убедитесь, что у них есть ресурсы для поддержания своих услуг.
- Установите смены без каких-либо физических контактов между ними.
 - В закрытых помещениях снизьте рециркуляцию воздуха за счет увеличения естественной и механической вентиляции.
-  Обеспечьте проведение технического обслуживания вентиляционных систем.