Эпидемия коронавируса многие бизнесы загоняет в Интернет. Но рынок недвижимости не подразумевает онлайна. Торговые центры не могут уйти в виртуальный мир. Их судьба — оставаться в этой реальности в любые кризисы. Что их ждет после пандемии? И можно ли хоть как-то смягчить тот обвал рынка, который они переживают?

Для начала давайте вспомним, что в экономике, как в природе, все взаимосвязано. В этой связи мне совершенно не близка риторика тех, кто рассуждает на тему «какие отрасли экономики пострадали больше всего». В том числе риторика государственных мужей, которые пытаются разделить нашу экономику на бизнесы, которым надо помогать в первую очередь, и на всех остальных. Так нельзя. Всем сейчас худо. И то, что плохо для бизнеса, плохо и для недвижимости.

Возьмите ретейл. Покупатели и так теряют доходы год от года, а в изоляции многие из них и вовсе не будут получать зарплату, не смогут покупать продукты и товары. Магазины не смогут платить за аренду площадей. А собственники ТЦ, которых упрекают в несговорчивости, сами могут стать невольными заложниками банковских кредитов и других обязательств. Это тупик. Поэтому так важно понимать роль недвижимости в этой «пищевой цепи» и договариваться, распределяя боль и риски на всех. Где-то люди побольше купят в магазине, где-то арендатор согласится не на нулевую аренду, а на большую скидку, где-то банк реструктуризирует девелоперу кредит… Так со временем в среднесрочной перспективе мы сможем «расшить» все точки напряжения в этой цепи, где нет крайнего, и выйти из кризиса. Ведь мы все в одной лодке и в одной экономике.

Текущая ситуация будет катализатором во многих секторах бизнеса, в том числе в ретейле. Быстро будет реализовано то, о чем на рынке давно говорили, но никак не могли запустить. Например, доставка дронами. Это в скорой перспективе.

А в ближайшее время торговле будет тяжко. Но рынок недвижимости хорошо регулируется. Когда завершится эпидемия, в качественные ТЦ с хорошей концепцией и достойными арендаторами люди вернутся быстро или, по крайней мере, в первую очередь. А что будет с теми ТЦ, которые не очень удачны? То же самое, что во все прошлые кризисы: они вынуждены будут уйти с рынка. Для недвижимости это означает перепрофилирование. Один из возможных вариантов — переделка умерших ТЦ в склады и точки дистрибуции для обслуживания онлайн-торговли.

Сейчас многие говорят, что процент онлайн-ретейла здорово вырос. Да, для многих интернет-магазинов сейчас момент пиковых нагрузок. Но общая выручка ретейлеров страны за последние 2 недели провалилась. На этом фоне процент роста онлайна непоказателен. Так же, как рост оборотов продуктовых ретейлеров. Гречку, которую раскупили накануне карантина, народ будет есть весь следующий год. Такой же отложенный спрос возникнет и по другим видам товаров. Я, например, вчера, проходя мимо помойки, заметила там три старых телевизора. Видимо, люди купили новые, чтобы в изоляции смотреть передачи на лучшем носителе. Спрос удовлетворен. И новый возникнет не скоро.

Но из этой войны рынок, как бы цинично это ни звучало, выйдет более здоровым. Слабые погибнут. К сожалению. Но откроются возможности для более здоровых и продвинутых компаний. И здесь важен вопрос отраслевой этики: нужно ли поддерживать слабых? Кто-то получит второй шанс от рыночной эволюции. А кто-то — нет.

На государственную поддержку я бы серьезно не рассчитывала. Даже если посмотреть на наш ВВП, станет ясно, что возможности нашего государства не такие, как у стран Европы и США. Поддержка если и будет, то точечная, немассовая. Остается уповать на основной драйвер экономики — покупательную способность населения. На то - что она быстро восстановится. Пока же не ясно, сколько эта ситуация продлится и сколько людям еще придется ограничивать покупки предметами первой необходимости.

В заключение хотела бы напомнить, что законы экономики работают в обе стороны. Все игроки не только дружно падают, но и дружно поднимаются. Это значит, что те, кто начнет восстанавливаться после кризиса первыми, будут тянуть за собой и другие отрасли. Сейчас важно сохранить то, что имеем. Особенно важно сохранить команды специалистов. Это, как ни крути, основной капитал любого бизнеса. С этим нельзя шутить.

Из выступления на онлайн-конференции «Экономика вируса. «Черный лебедь» в шкуре медведя» ИД «КоммерсантЪ»